В системе дошкольного образования дети с проблемами в развитии занимают особое место. В эту категорию входят и ребята с нарушениями речи. Зачастую первичный речевой дефект утяжеляется наличием задержки психического развития, что значительно осложняет коррекционную работу. В условиях национальной республики есть еще одно дополнительное условие для коррекционной работы - билингвизм, сейчас говорят уже о полилингвизме. Задача логопеда - за короткий срок преодолеть первичные и вторичные нарушения, чтобы основная часть выпускников группы могла обучаться в обычной общеобразовательной школе. Учителю-логопеду на занятиях приходится одновременно решать множество задач, в первую очередь - коррекционные:

расширение и активизация словаря;

совершенствование грамматического строя речи;

развитие связной речи;

развитие у детей высших психических функций (внимание, мышление, логика, память).

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на ребенка и восприятие им окружающего мира.

Компьютеризация школьного образования в нашей стране уже имеет свою историю. А вот использование компьютеров на занятиях в детских садах только начинается. К современному дошкольному воспитанию предъявляются качественно новые требования, и именно поэтому в систему дошкольного образования необходимо внедрять информационные технологии.

Сейчас любимой игрушкой становится компьютер. Он стал собеседником, средством познания окружающего мира и развития ребенка. Интерес детей к компьютеру огромен. По мнению ребенка, компьютер - это взрослая вещь, а значит, очень нужная и детям. И дело взрослых обратить его в полезный предмет для детей.

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек.

Компьютерные игры, включенные в систему обычных игр, значительно ускоряют процесс коррекции. Причем компьютер не заменяет работу учителя-логопеда, а дополняет и делает ее более эффективной.

Для логопеда, который освоил ИКТ, открываются возможности использования новых педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

- можно подбирать материал разной степени сложности в зависимости от задач обучения и индивидуальных возможностей ребенка;

- с помощью простых действий во время занятия на компьютере можно легко изменять уровень трудности, характер задания под самого «сложного» ребенка;

- появляется возможность сделать видимыми те проблемы в развитии ребенка, которые трудно обнаружить в традиционном обучении;

- многие методики, успешно использовавшиеся ранее, теперь положены на компьютерную основу и получили как бы второе развитие.

С точки зрения специалиста, это возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

Каждое занятие с использованием ИКТ - это маленькая целенаправленная игра, в которую вовлечены все дети. Малыши на таких занятиях раскрепощены, получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них большой интерес и желание выполнять задания правильно.

Ни в магазинах, ни в Интернете я не нашла компьютерных игр, которые можно применять на подгрупповых и индивидуальных занятиях для решения специфических коррекционных задач. Поэтому я решила попробовать делать такие игры-презентации сама. Процесс самообучения занял почти полгода, хотя и сейчас я постоянно совершенствую свои навыки.

Результат - более 70 игр по различным лексическим темам, которые я выкладываю на нашем семейном сайте www.volchki.ru на страничке «Логопедия». Игры-презентации можно скачивать бесплатно и без регистрации. Страничка пользуется популярностью. По отзывам коллег, многие учителя в городе и республике уже знают о сайте, скачивают с него материалы.

Свои игры я использую на различных видах и на разных этапах занятий. Наблюдения показывают, что благодаря компьютерным технологиям у детей с проблемами в развитии значительно быстрее развиваются:

- зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация, образное мышление;

- познавательная мотивация;

- произвольная память;

- активизируется внимание, чему способствуют красочное оформление программ, анимация;

- «просыпается» знаковая функция сознания. Ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только формы-знаки этих реальных вещей;

- развивается возможность мыслить без опоры на внешние предметы (абстрактное мышление);

- развиваются навыки обобщения и классификации, которые при стандартном обучении начинают формироваться ближе к 6-7 годам;

- тренируется умение построить план действий, принять и выполнить задание;

- облегчается процесс перехода психического действия из внешнего плана во внутренний;

- формируются навыки правильной речи;

- исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных звуков, слогов;

- дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

Современные отечественные и зарубежные исследователи считают, что компьютер доступен пониманию ребенка примерно с пяти лет, но мне кажется, что эти данные слегка устарели. Мои личные результаты коррекционной работы с использованием обучающих компьютерных игр-презентаций с детьми четырехлетнего возраста говорят о том, что раннее начало «компьютеризации» детей с проблемами в развитии позволяет значительно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

Ирина ВОЛКОВА, учитель-логопед детского сада комбинированного вида №145 «Радуга», победитель XII конкурса «Сто друзей», Чебоксары