Досье «УГ»

Приложение

Легенда «Лебедь»

Наклонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в свое отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего все тело словно в зимние холода.

Теперь он доподлинно знал, что час его пробил и настала неотвратимая пора прощания с жизнью.

Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далекие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте свое одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни.

Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под сенью которой любил, бывало, пережидать летний зной.

Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур воды озера.

В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле…

- Лебедь поет, - прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя.

Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.

Цели урока: соединение различных видов искусств в раскрытии лирического образа, реализация идеи свободного творчества.

Задачи урока: углубление знаний детей о связи искусств; развитие внутреннего слуха, внутреннего зрения; развитие исполнительской и слушательской культуры; воспитание любви и уважения к музыкальному, литературному и художественному наследию; накопление сведений о композиторах, художниках, поэтах.

Оборудование

Для педагога: музыкальный центр, DVD-проигрыватель, репродукции картин, комплекты открыток, карточки слов, наглядные пособия в виде рисунков, таблиц, кроссворда.

Для детей: бумага (подготовленная для граттажа), карандаши, штихели.

На доске: символы видов искусств (лира, кисть и спектр цветов, перо, маска), эпиграф (стихотворение Николая Рыленкова), ассоциативный ряд, репродукции картин.

Ход урока

1. Организационный момент.

Татьяна Гусева: Мне бы хотелось начать наш урок фрагментом стихотворения поэта Николая Рыленкова.

Здесь мало увидеть,

здесь нужно

всмотреться,

Чтоб ясной любовью

наполнилось сердце.

Здесь мало услышать, здесь

вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

нахлынули дружно.

2. Закрепление пройденного и изучение нового материала.

Татьяна Гусева: Посмотрите, пожалуйста, на доску. Здесь изображены символы разных видов искусств. Как вы думаете, что это за виды искусств?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Ассоциации»

Татьяна Гусева: На листочках с изображением постарайтесь в течение минуты дорисовать то, что вам подскажет ваше воображение. (Ребята рисуют.) Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Просмотр рисунков.) У всех получились разные изображения. Почему?

Дети: Потому что мы все разные, по-разному думаем и представляем.

Татьяна Гусева: Ребенок, взрослый или художник создает что-то свое - то, что он увидел, представил или вообразил. Это можно назвать одним словом - образ. Так что же такое художественный образ?

Художественный образ - это представление, выраженное по-своему. (Определение появляется на доске.)

Сегодня наш урок будет посвящен лирическому образу в искусстве. Давайте подберем слова, близкие по чувствам и настроению к слову «лирический». Мы будем показывать карточки, а вы будете выбирать, говоря коротко «да» или «нет». (Работа с карточками.)

Итак, слова, близкие по чувствам и настроению к слову «лирический», - добрый, нежный, красивый, спокойный, светлый, грустный, влюбленный, взволнованный.

Елена Киселева: Во все времена художники, поэты и музыканты, каждый по-своему, создавали лирический, то есть светлый, нежный образ. В переводе с греческого слово «образ» означает «икона», или «изображение». Издревле самым возвышенным образом, созданным руками художника, является образ Богоматери. Перед вами икона Владимирской Богоматери, написанная византийским художником ХII века, - воплощение тепла, нежности и доброты. Рассматривая изображение Богоматери на картине великого Рафаэля Санти «Сикстинская Мадонна», созданной в эпоху Возрождения, мы замечаем, что спустя 300 лет образ Богоматери изменился.

Всмотритесь внимательно и ответьте на следующие вопросы:

1. Кто главный персонаж картины?

2. Что она делает?

3. Что она чувствует?

4. Какие чувства возникают у вас?

5. Можно ли остаться равнодушным рядом с этой картиной?

Ответы детей.

Татьяна Гусева: Вы раскрыли внутреннее содержание картины, ее настроение, то есть чувства, вызываемые в ответ на изображение (образ). Картина дарит нам душевное умиротворение, она полна добра. На нее хочется не просто смотреть, но и вслушиваться в эту льющуюся с полотна музыку. Давайте станем на миг композиторами и попытаемся устно сочинить музыку, близкую по своему настроению этой картине. Как вы считаете, какая она будет?

Ответы детей.

Татьяна Гусева: А сейчас попробуем выполнить следующее задание: вы услышите три небольших музыкальных фрагмента, выберите тот из них, который подходит по характеру к картине Рафаэля.

Звучат фрагменты из произведений: Э.Григ. «Утро», Ф.Мендельсон. «Анданте», И.Бах - Ш.Гуно. «Аве Мария».

Ответы детей.

Татьяна Гусева: Давайте послушаем еще одно произведение, которое тоже называется «Аве Мария», австрийского композитора XIX века Ф.Шуберта.

Звучит фрагмент из «Аве Марии» Ф.Шуберта.

Татьяна Гусева: Мы с вами прослушали первый куплет. Какие чувства эта мелодия вызвала в вас?

Ответы детей.

Татьяна Гусева: Эта мелодия необыкновенно красива. Но вместе с тем она полна строгости и величия. Скажите, а понятен ли вам текст этого произведения?

Дети: Нет.

Татьяна Гусева: Несмотря на это, вы правильно определили характер произведения. Ведь музыкальный язык - это язык звуков. Какими же музыкальными средствами выразительности композитор смог пробудить в нас эти чувства?

Учитель делит детей на две группы и раздает наборы карточек «Средства музыкальной выразительности».

Перечислите, пожалуйста, эти средства выразительности.

Ответы детей.

Елена Киселева: К прекрасному и возвышенному образу Мадонны с младенцем обращались многие художники, в том числе и гениальный Леонардо да Винчи. В Санкт-Петербурге, в Эрмитаже, хранятся две изумительные картины - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Но не всем известно, что для создания образа Леонардо да Винчи пользовался не только цветом, но и словом. Сочиненные им притчи, легенды и сказки принесли ему при жизни не меньшую известность, чем картины. Сказки Леонардо необычны. Их герои - звери, птицы, рыбы, растения, камни - наделены даром речи и способностью оценивать свои и чужие поступки, которые ничем не отличаются от поступков людей. Одну из таких сказок мы сейчас услышим. Она называется «Лебедь» (см. приложение).

Звучит легенда «Лебедь» на фоне музыки К.Сен-Санса и видеозаписи хореографического номера «Умирающий лебедь» в исполнении М.Плисецкой.

Яна Магомедова: Ребята, понравилась вам легенда? У вас на столах лежат листочки с напечатанным текстом этой легенды. Найдите в тексте те слова и выражения, которые раскрывают прекрасный лирический образ лебедя.

Ответы детей.

Яна Магомедова: А теперь послушайте следующее:

Его перья были такие же, как в годы юности…

Изогнув шею, он подплыл к плакучей иве…

Песня эхом разнеслась по округе…

Изменился ли образ лебедя?

Дети: Да.

Яна Магомедова: А почему? Какие слова я пропустила?

Дети: Прилагательные.

Яна Магомедова: Значит слова, отвечающие на вопросы «какой?» и «как?», являются выразительным средством литературы.

Татьяна Гусева: А созвучна ли музыка К.Сен-Санса настроению этой легенды? Это музыкальное произведение тоже называется «Лебедь». А как называется инструментальная музыка, имеющая название, то есть уже подсказывающая нам образ и содержание этой музыки? Как вы думаете, в музыке есть звукоизобразительные моменты, которые помогают передать образ лебедя? Давайте охарактеризуем мелодию и аккомпанемент. Почему композитор использовал разные инструментальные тембры?

Дети отвечают на вопросы учителя.

Яна Магомедова: Давайте вернемся к танцу. Танец тоже имеет название. Как бы вы его назвали?

Дети: «Умирающий лебедь».

Яна Магомедова: Да. Он так и называется. Его поставил хореограф Михаил Фокин для всемирно известной русской балерины Анны Павловой. Как вы думаете, если бы мы не знали название музыки и танца, по каким движениям мы могли бы догадаться, что это образ птицы?

Ответы детей.

Пластическое моделирование

1. Медленный взмах. 2. Планирующий полет. 3. Сложить крылья. 4. Изобразить рукой голову и шею лебедя.

Вы на мгновение почувствовали себя птицей? Вам понравились эти ощущения?

3. Подведение итогов

Татьяна Гусева: Ребята, вы молодцы. Работали активно, творчески, с удовольствием. Давайте вместе сделаем вывод. Так что же такое художественный образ? (Ответы детей.)

А что помогает автору выразить художественный образ?

Дети: Средства выразительности.

Татьяна Гусева: Да, ведь у каждого искусства свой язык: у музыки - звук, у живописи - цвет, у литературы - слово, у хореографии - движение. Но все искусства служат одной цели, которая замечательно выражена в стихах:

Одна судьба, одна задача - рисуй,

играй или пиши,

Но непременно что-то знача

для человеческой души.

Учитель: После небольшого перерыва на втором уроке вы будете создавать лирический образ в технике граттаж.

Елена КИСЕЛЕВА, преподаватель художественного класса, Татьяна ГУСЕВА, преподаватель музыкального класса, Яна МАГОМЕДОВА, преподаватель театрального класса Детской школы искусств поселка Африканда, победители ХII конкурса «Сто друзей», Мурманская область