Настоящие драгоценности в «шкатулке» XII конкурса «Сто друзей» – разработки Ирины Волковой, учителя-логопеда детского сада №145 «Радуга» города Чебоксары Республики Чувашия. Она подарила нам игру-презентацию «Помоги маленькой фее», конспект и аннотацию к занятию с использованием информационно-коммуникационных технологий, описание методики использования ИКТ. Личные результаты коррекционной работы с использованием обучающих компьютерных игр-презентаций для занятия с детьми четырехлетнего возраста говорят о том, что ранняя «компьютеризация» детей с проблемами в развитии позволяет значительно повысить эффективность и динамичность всего коррекционно-образовательного процесса.

Учитель-логопед лицея №1 имени Н.К.Крупской Магадана Наталия Аврахова представила на конкурс логопедическое занятие на тему «Согласные твердые и мягкие» и коррекционные логопедические игры. Разработки отличаются творческим подходом и оригинальностью. Игры можно использовать на занятиях по развитию фонематических процессов и лексико-грамматической стороны речи.

Галина Кошелева, учитель-логопед Киземской специальной (коррекционной) школы-интерната Архангельской области, прислала конспект логопедического занятия для детей 1-2-х классов с нарушением интеллекта «В гости к инопланетянину» и презентацию к нему. Занятие построено на одной сюжетной теме, все задания взаимосвязаны и дополняют друг друга. Материал - часть авторской программы для учащихся младших классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, разработанной самим автором.

Коррекционно-логопедическую программу по устранению недостатков фонематического слуха у умственно отсталых младших школьников, конспект занятия по коррекции акустической дисграфии во втором классе специальной коррекционной школы предлагает учитель-логопед Борзинской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с отклонениями в развитии VIII вида Забайкальского края Юлия Адамова. В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования – принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи, а именно: коррекционное воспитание, развитие, обучение.

Апробированная методика по внедрению в образовательный процесс «Метода биологической обратной связи в системе коррекции речи и формировании произвольной деятельности обучающихся» и конспект одного из коррекционных занятий с использованием метода ДАС-БОС принадлежит перу Ольги Пермяковой, учителя-логопеда гимназии города Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа. Эффективность программы выражается прежде всего в приобретении навыков здорового образа жизни, способности к саморегуляции, самоконтролю физиологических параметров своего организма, в том числе и речевой функции. Метод БОС может использоваться с любыми традиционными методиками, дополняя другие виды лечения, обучения.

Работа учителя-дефектолога специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната II вида города Советска Кировской области Ирины Плюсниной, представленная на конкурс в номинации «ИКТ в образовательном процессе», включает занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, в основу методики положен комплексно-тематический метод в сочетании с наглядными и игровыми приемами.

Ольга Зуева, учитель-логопед средней школы №2 города Шелехова Иркутской области, порадовала работой в номинации «Материалы к уроку». Это пакет календарно-тематического планирования (КТП) логопедических коррекционно-развивающих занятий для учащихся 1-3-х классов общеобразовательной школы.

Работа учителя-логопеда карагайской средней школы №2 Пермского края Веры Шавриной «Активизация речемыслительной деятельности младших школьников при использовании заданий тестового типа» также построена методически правильно и весьма полезна для практикующего логопеда.

Галина АНТУГАНОВА, социальный педагог лицея №48 города Краснодара