Зато объемы финансирования образования устойчиво росли, несмотря ни на какое сорокапроцентное падение количества школьников. От лица министерства Исаак Калина пообещал, что и в дальнейшем снижения не будет, а в случае «роста эффективности и результативности» от региональных и федеральных органов власти можно добиваться и ждать повышения финансирования.

Важнейшим направлением модернизации, отметил губернатор Тверской области Дмитрий ЗЕЛЕНИН, является доступность качественного образования. Доступность начинается с того, насколько просто школьнику добраться до школы. Соответственно одним из направлений долгосрочной целевой программы развития образования Тверской области стали программа «Школьный автобус» и содержание автомобильных дорог, коих, по признанию Дмитрия Зеленина, в Тверской области на душу населения приходится в десять раз больше, чем в области.

Еще одним пунктом программы развития образования Тверской области в части доступности образования стала подготовка двух стандартов - минимального и базового. Первый - то, к чему должна стремиться любая школа ну хотя бы даже по коммунальным услугам, сказал Дмитрий Зеленин. «У нас есть и были школы без канализации, и я их всех персонально знаю, - поделился губернатор. - Конечно, их количество уменьшилось в десятки раз, и их осталось две». Второй стандарт - это стандарт базовых школ, где на современный уровень образования выводится максимальное количество учеников в регионе. В последних сейчас учатся восемьдесят процентов учеников Тверской области.

Средняя заработная плата педагогов в 2009 году во многих муниципалитетах области сравнялась со средней зарплатой в экономике. В среднем по области стимулирующая надбавка составляет тринадцать процентов, а в ряде районов она доходит до 23 процентов. Эта мера сказалась и на популярности профессии среди выпускников педвузов. Молодые специалисты, среди которых есть и мужчины, потянулись в школы.

Директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки России Игорь РЕМОРЕНКО предложил создать педагогическую интернатуру. «Я думаю, что все сидящие в зале признают тот факт, что один год после педагогического вуза, проведенный потенциальным выпускником педагогического вуза в школе в роли практиканта, и получение диплома лишь после педагогической интернатуры - это крайне полезно с точки зрения качества подготовки», - сказал он.

Кроме того, директор департамента презентовал министрам профессиональную социальную сеть yaminister.ru . «Мы решили, что нам нужно свое профессиональное сообщество, которое без обиняков обсуждает некоторые вопросы нашей деятельности, - объяснил Игорь Реморенко. - Тут будут нетривиальные решения, нормативные документы и многое другое». Продемонстрированный сайт обладает всеми атрибутами социальных сетей - тут есть и блоги, и форумы. Кстати говоря, Исаак Калина уже предложил отсутствующим регионалам написать в блоге, где они были: «Чтобы я не беспокоился о здоровье и судьбе первых руководителей».

Когда почти год назад министр образования и науки России Андрей Фурсенко предлагал активным критикам ЕГЭ, в частности представителям оппозиционных партий, становиться общественными наблюдателями, это звучало, скорее, как ехидный ответ оппонентам. Мало кто из оппозиции, нуждающейся в заработке политических очков, пойдет на реальные пункты приема единого госэкзамена, к реальным детям и будет «вылавливать» шпаргалки и «валить» потенциальных избирателей. Руководитель Рособрнадзора Любовь ГЛЕБОВА повторила это предложение министра и выразила уверенность, что одно из немногих мест, где оппоненты ЕГЭ способны принести хоть какую-то пользу, - это пункты приема госэкзамена.

Она отметила, что нет никого более ярко выражающего позитивное отношение к ЕГЭ, чем его оппоненты, которые начинают говорить, чем им не нравится единый госэкзамен. «Когда они начинают заявлять, что ЕГЭ им не нравится, потому что он не решает вопросов оценки компетенций, не выявляет творческих личностей и так далее, то это как раз говорит о том, что сам по себе принцип независимого оценивания ими принимается до такой степени, что они хотят, чтобы оценивалось гораздо большее количество всего», - объяснила Любовь Глебова и поблагодарила всех оппонентов за столь широкую агитационную работу за единый госэкзамен. Она подтвердила также, что два года проведения экзамена показали востребованность более широкого спектра оценивания, против нынешнего, охватывающего лишь «уровень остаточных знаний по итогам одиннадцатилетнего обучения».

Глава Рособрнадзора также отметила, что 2010 год станет очень тяжелым для руководителей образования. Раньше люди еще не понимали возможностей, которые им дает ЕГЭ, и не ходили за этими самыми руководителями с просьбой о высоких баллах. Сейчас же, по ее словам, за высокими баллами будет вестись настоящая охота, так как население поняло, что благодаря ЕГЭ «их дети могут поступить куда угодно».

Что же касается результатов госэкзамена года предыдущего, то Рособрнадзор провел выборочный анализ итогов первой сессии. Что характерно, ребята из регионов с аномально высоким количеством высокобалльников «вылетели» за неуспеваемость в первую очередь. Любовь Глебова уверена, если оставить у населения ощущение, что с дутыми баллами можно пройти куда угодно, то восстановить доверие к независимой оценке уже никогда не удастся в принципе. «Высокий показатель оценки является низким показателем управляемости ситуацией со стороны органов управления», - сказала она.

В системе общего образования, сказал заместитель министра образования и науки России Исаак Калина, сейчас задана четкая система координат - национальная инициатива «Наша новая школа». Это техническое задание на разработку любого действия любого уровня. Однако, по его словам, существует два главных препятствия: учитель и управленцы - всем надо менять психологию. Не стоит, посоветовал Исаак Калина, надеяться, что в школу придут полтора миллиона гениальных и талантливых учителей, которые каким-то чудом воспитают и научат.

«Когда беседуешь с учителями, они постоянно жалуются на безумное количество того, что они должны заполнить, сделать, - сообщил заместитель министра. - Мне это все время напоминает сказку о Золушке: если бы мачеха представила регламент выполнения работы, то стало бы ясно, что задача невыполнимая». По словам Исаака Калины, управленцы часто действуют в режиме мачехи: дают учителю огромное количество поручений и не разрабатывают регламент. Регламентация же деятельности на всех уровнях, он уверен, - это защита педагога и никак не связывание его свободы.

пос. Эммаус, Тверская область