Современная практика повышения квалификации работников образования нашей страны основана на федерально-региональном, а следовательно, вертикально интегрированном подходе, где вертикаль можно рассматривать как организационную структуру деятельности системы, а интеграцию - как основу содержательной и иной деятельности, направленной на развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров. Активными действующими структурами в этом процессе являются Министерство образования и науки РФ, Академия повышения квалификации и региональные органы управления и учреждения повышения квалификации, муниципальные методические службы и школьные педагогические коллективы.

Модель построена на принципиальных изменениях в распределении компетенций и ответственности на разных уровнях системы дополнительного профессионального педагогического образования как в части содержания образования, так и в части создания необходимых условий, специфики организации, осуществления образовательного процесса и оценки его результатов. На каждом уровне решаются определенные задачи.

За последние 2 года использование развивающегося потенциала федерально-региональной системы ПК позволило успешно реализовать ряд стратегических инициатив Министерства образования и науки РФ через значимые для всей системы общего образования проекты. Так, в сжатые сроки был успешно реализован проект по переходу на новое содержание исторического и обществоведческого образования старших классов общеобразовательной школы.

Главным механизмом успешной реализации этого проекта явилась совместная работа Минобрнауки, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, региональных учреждений повышения квалификации педагогических работников по подготовке более 1000 преподавателей-тренеров из ИПК, вузов, методистов и учителей - лидеров системы общего образования.

При этом были широко использованы возможности федерального центра для привлечения к работе с тренерами-преподавателями видных государственных деятелей, известных политологов, авторитетных ученых-историков.

При активном участии региональных органов управления образованием прошедшие в академии переподготовку преподаватели провели на местах массовое повышение квалификации около 100 тысяч учителей истории и обществознания.

Более миллиона старшеклассников вот уже 2 года изучают новейшую историю нашей страны и обществознание по измененным учебникам, прошедшим широкую экспертизу.

Этот проект задал старт перестройке всего школьного исторического образования и созданию системы непрерывного образования учителей истории и обществознания.

Процесс массовой переподготовки учителей истории, согласованный по содержанию и способам организации на всех уровнях исполнения, принципиально значимый для всей системы школьного образования, был удачно завершен благодаря именно вертикально интегрированному характеру его организации. В связи с этим на съезде учителей стран - участников СНГ было бы актуальным обсудить перспективу создания ассоциации школьных учителей-предметников государств - членов СНГ. Академия с опорой на ведущих ученых университетов - соучредителей ассоциаций планирует также проводить курсы повышения квалификации для учителей-предметников. Опыт взаимодействия в рамках складывающейся федерально-региональной системы ПК работников образования позволяет успешно реализовывать в настоящее время ряд других общесистемных проектов, направленных на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических кадров общего образования.

Общесистемные эффекты использования федерально-региональной системы повышения квалификации стали очевидны также при реализации проекта повышения квалификации учителей в рамках апробации в школах 19 регионов РФ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Опираясь на организационно-управленческие, научно-методические возможности федерально-региональной системы, удалось в короткие сроки подготовить необходимые учебно-методические комплексы, включающие 6 предметных модулей по ОРКиСЭ, разнообразные методические материалы и пособия.

На основе совместно разработанных учебно-методических материалов было проведено обучение 1000 тренеров-преподавателей, для проведения повышения квалификации 15 тысяч учителей начальной школы непосредственно на местах.

1 апреля 15 тысяч подготовленных учителей пришли к 250 тысячам школьников с пониманием своей миссии и профессиональной готовностью успешно осуществить этот чрезвычайно важный эксперимент.

В режиме совместных усилий Министерству образования и науки РФ удается выстраивать уже дающую системные эффекты вертикально интегрированную федерально-региональную систему повышения квалификации работников образования, которая имеет понятный алгоритм совместной деятельности.

Одним из направлений развития федерально-региональной системы повышения квалификации работников образования стала сегодня деятельность ассоциаций учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, действующих в каждом федеральном округе РФ. Академия всегда участвует в их работе, видит огромную пользу от их деятельности. Мы уверены, что в случае создания ассоциации учреждений дополнительного профессионального педагогического образования государств - членов СНГ достижение прогнозируемых результатов на стратегически важных направлениях развития образования каждой из этих стран, выраженное в успешной кадровой подготовке к осуществляемым изменениям, станет очень близкой реальностью. При этом для достижения запланированных результатов эффективно могут использоваться ресурсы государств, а региональные возможности придадут этой деятельности гибкий, оперативный формат.

С учетом сложившегося опыта академия готова инициировать совместную работу специалистов стран СНГ по созданию и практической реализации национальных моделей повышения квалификации педагогических кадров с выработкой согласованных подходов к оценке профессионализма работников образования.

Перспективы сотрудничества стран СНГ в области образования, на наш взгляд, в значительной мере связаны с сетевыми технологиями и ресурсами. Учитывая общие тенденции развития стран, связанные с расширением практики сетевого профессионального взаимодействия и дистанционного обучения, ростом ИКТ-компетентности учителей и руководителей школ, в сфере повышения квалификации учителей, именно на этой основе могут быть получены существенные эффекты. Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования, имея хорошие партнерские связи с крупнейшими IT-компаниями - производителями программных продуктов, мультимедийных ресурсов («Майкрософт Рус», «Полимедиа», «Лаборатория Касперского», «Интел», «Новый Диск» и др.), во взаимодействии с ними создает среду обучения и общения для специалистов системы дополнительного профессионального педагогического образования, для руководителей школ и школьных учителей. АПК и ППРО разрабатываются и реализуются проекты, на базе которых может осуществляться современное дистанционное повышение квалификации педагогических кадров, актуальное по тематике и доступное по используемым технологиям: проект «Сетевая школа управленческих кадров общего образования» (с возможным дистанционным повышением квалификации по четырем программам, адресованным школьным управленцам); совместный с «Майкрософт» проект «Академия учителей», в рамках которого как на ресурсах АПК и ППРО, так и на ресурсах «Майкрософт» может осуществляться дистанционное обучение учителей по ряду курсов, из которых новыми, запускаемыми сейчас, являются «Здоровье и безопасность детей в мире компьютерных технологий и Интернет» (уже прошедший апробацию в дистанционном режиме и снабженный программой, методическими материалами, CD для самостоятельных занятий) и «ИКТ для директора инновационной школы», в рамках которого интегрированы управленческое и ИКТ-содержание. Разработан и предлагается дистанционный курс обучения способам работы с интерактивными досками и включения в образовательный процесс ресурсов интерактивной доски (совместно с «Полимедиа»). Подготовлены и смогут быть предложены около 20 курсов по разным вопросам использования ИКТ в обучении школьников, по истории философии и науки, профессиональному английскому языку для педагогов-исследователей. Академия располагает программно-аппаратными и педагогическими ресурсами для проведения сетевых семинаров (вебинаров) по широкому кругу вопросов, которые могут составить основу дистанционного повышения квалификации.

Как показывают различные научные и научно-практические конференции, в которых принимают участие специалисты из стран СНГ, у нас много общего в понимании основ образования, что, несомненно, связано с нашей общей историей и общим педагогическим наследием. Особенно важными в этой сфере представляются регулярные целевые «обменные» стажировки молодых исследователей проблем образования.

Может быть интересным и перспективным также взаимное консультирование, к которому будут привлечены ведущие специалисты в области повышения квалификации работников образования. Учитывая хорошую оснащенность современными средствами сетевой коммуникации, перспективны постоянно действующие сетевые научно-педагогические семинары, модераторами которых могут выступать специалисты разных стран, объединившие свои научно-педагогические и сетевые ресурсы.

Одним из перспективных направлений сотрудничества стран СНГ в области образования могут стать также проекты, связанные, по крайней мере, с созданием соотносимой критериальной базы качества учебников и с формированием общественного экспертного сообщества, в состав которого могут войти научно-педагогические работники из разных стран СНГ, школьные учителя, руководители школ и специалисты методических служб.

Уже только сама возможность общественного обсуждения школьных учебников, знакомство с учебниками, издаваемыми в странах СНГ, организация практики взаимообмена учительскими методическими материалами, демонстрирующими сильные или слабые стороны учебников и пути сотворчества с авторами учебников, могут быть полезными для решения проблем развития школьного образования всех стран - участников такого сотрудничества.

Наиболее перспективными направлениями в области образовательных структур повышения квалификации стран СНГ могут быть:

Разработка и практическая реализация модели сопровождения профессионального развития руководителя и учителя, предусматривающей непрерывное образование с опорой на формирование индивидуальной образовательной программы.

Выработка единых подходов к оценке профессионализма работника образования (национальные модели аттестации кадров).

Взаимная экспертиза образовательных ресурсов на основе единых подходов и критериев оценки их качества (учебники, интернет-ресурсы и т. п.).

Организация международных научно-практических исследований (грантовая поддержка со стороны всех стран-участниц) по глобальным проблемам развития образования (таким, например, как внедрение компетентностного подхода).

Создание единой международной открытой образовательной среды в сфере ДПО (единый банк образовательных программ ДПО, единый образовательный портал и т. п.).

Проведение международных конкурсов профессионального мастерства по разным номинациям, включая ППС ДПО.

В настоящее время академия активно сотрудничает с образовательными структурами повышения квалификации педагогических кадров Украины, Белоруссии, Таджикистана. Эти соглашения строятся на равноправной основе и предполагают широкий обмен опытом организации повышения квалификации педагогов наших стран.

Установлен дружеский и профессиональный контакт с республиканским ИПК педагогических кадров Казахстана. Кафедра русского языка и литературы академии неоднократно выезжала в Казахстан для проведения семинаров, поддерживает постоянный рабочий контакт с коллегами из Казахстана. В настоящее время готовятся к подписанию договора о сотрудничестве с Азербайджаном и Арменией. Сложившаяся практика общения вселяет в нас уверенность в возможности создания устойчивой долговременной программы взаимодействия учреждений и систем повышения квалификации стран СНГ.

Съезд работников образования в Астане может стать той площадкой, на которой пройдут конкретные обсуждения содержания и форм сотрудничества в области повышения квалификации работников образования.

Эдуард НИКИТИН, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования