Одними из основных направлений деятельности нашего института являются: федеральная компьютерная сеть образования и науки; федеральная система научно-образовательных ресурсов; информационное обеспечение международного сотрудничества в области образования и науки; информационные технологии; кадры для информационного общества.

По каждому из названных направлений мы собираемся предложить образовательному сообществу готовые проекты и решения.

Интеграция информационно-образовательных ресурсов в единую среду и организация доступа к ним являются одним из важнейших направлений развития современных информационных технологий в сфере образования. Стремительное развитие глобальной информационной сети ведет к изменению фундаментальных основ обработки данных вследствие необходимости поддержки и развития распределенных информационно-образовательных ресурсов.

В последние годы в открытом доступе появилось довольно много информационных ресурсов, которые могут быть полезны образовательному сообществу, однако их поиск осложнен в связи с разбросанностью ресурсов, трудностью выделения наиболее качественных для задач сферы образования. Разработка механизмов, обеспечивающих создание и функционирование общей системы интеграции информационно-образовательных ресурсов на федеральном уровне, является приоритетным направлением информационных технологий. Создание федеральной системы информационно-образовательных ресурсов (ФСИОР) стало важнейшим компонентом реализации государственной политики в обеспечении совершенствования содержания технологий образования нового качества.

В 2008 году труд коллектива разработчиков данной системы получил высокую оценку - Премию Правительства РФ в области образования.

Целью данной разработки является создание и внедрение в сферу образования разветвленной интегрированной структуры информационно-образовательных ресурсов, являющейся единой открытой средой доступа и взаимодействия.

Федеральная система информационно-образовательных ресурсов является системообразующим компонентом единой образовательной информационной среды, который обеспечивает практическую реализацию сервисно-ориентированной модели информатизации сферы образования, доступность и эффективность использования, интеграцию и унификацию разрозненных информационно-образовательных ресурсов для всех уровней системы образования Российской Федерации. Составные части и подсистемы ФСИОР обеспечивают единую схему технологической реализации механизмов приемки, хранения, сопровождения и унифицированного доступа к информационно-образовательным ресурсам различных типов.

В настоящее время ФСИОР обеспечивает размещение и доступ к специально отобранным и рекомендованным экспертами образовательным интернет-ресурсам для всех уровней образования и образовательных областей. Ресурсы снабжены информационными карточками (метаданными), прошедшими редакционную обработку.

По состоянию на декабрь 2009 года общее наполнение ФСИОР учебными и учебно-методическими материалами составило более 160 тысяч полнотекстовых ресурсов и более 220 тысяч описаний ресурсов по следующим базовым элементам системы.

Ресурсы ФСИОР востребованы национальным образовательным сообществом. Согласно статистике независимых поисковых систем, количество просмотренных страниц ФСИОР в неделю составило в среднем 500 тысяч, а среднесуточное количество обращений к ресурсам ФСИОР - более 80 тысяч.

Базовые функциональные элементы ФСИОР:

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

Проект Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.

На данный момент в каталоге сайта ФЦИОР содержится более 12000 электронных учебных модулей нового поколения, созданных для общего образования, и более 5000, ориентированных на профессиональное образование.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» предоставляет свободный доступ к образовательным ресурсам (учебным, методическим, информационным, справочным, нормативным и др.) для общего и профессионального образования и предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» функционирует в сети «Интернет» с 2005 года и за это время стала одним из самых популярных ресурсов в образовательном сегменте Интернета. К ресурсам системы обратились более 35 млн пользователей, которые просмотрели более 88 млн страниц и более 15 млн раз скачали файлы учебно-методических пособий. По данным Рамблера, Тор 100, LiveInternet, TopMail.ru, в рейтинге образовательных ресурсов «Единое окно...» входит в тройку лидеров.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для общего образования http://school-collection. edu.ru

Целью создания Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов является предоставление свободного доступа к полному набору современных обучающих средств, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

В настоящее время коллекция насчитывает более 110000 различных учебных материалов: наборы цифровых образовательных ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции художественного, культурно-просветительского и познавательного характера.

Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru

Федеральный портал «Российское образование» предоставляет свободный доступ к широкому спектру ресурсов и сервисов сферы образования: каталог, справочники, архивы, базы данных, форумы, лаборатории учебных карт, новости и др.

Федеральный портал «Российское образование» www. edu.ru функционирует в сети «Интернет» для потребностей российского образования с 2002 года. За это время портал посетили более 20000000 посетителей, количество просмотренных страниц - более 70000000. На портале накоплен значительный объем учебных, методических, научных, справочных, нормативных документов для всех уровней образования.

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/

Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» нацелен на обеспечение комплексной информационной поддержки образования в области современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также деятельности по применению ИКТ в сфере образования.

Портал регулярно используется в качестве интернет-площадки для проведения всероссийских конкурсов по тематике ИКТ, ориентированных на различные категории участников: преподавателей вузов, школьных учителей, студентов и аспирантов, научных работников. На портале организуются сбор заявок на участие, работа жюри конкурса в режиме онлайн, освещаются ход конкурса и его результаты.

Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов для общего образования http://ndce.edu.ru/

Каталог является частью Федеральной системы информационно-образовательных ресурсов как крупнейший в Рунете специализированный веб-ресурс, представляющий основные современные средства обучения и организации учебного процесса в школах и учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Каталог содержит подробное описание различных видов продукции учебного назначения. В настоящее время в каталоге представлено более 26,6 тыс. ресурсов в виде метаданных печатных и электронных изданий, программных продуктов и оборудования, в том числе более 1,38 тыс. ресурсов для системы НПО/СПО.

Рассказав лишь вскользь об огромном количестве созданных для самого широкого круга пользователей качественных информационно-образовательных ресурсов, мне хотелось бы отметить, что свободный доступ к ним дает возможность образовательному сообществу продуктивно использовать наиболее актуальные и современные методические, научные и учебные материалы и, следовательно, принимать активное участие в обновлении и совершенствовании системы отечественного образования в целом.

Мне также хотелось бы поделиться с читателями информацией о других не менее интересных, актуальных и важных проектах в сфере образования и науки, разработанных и развиваемых в ходе деятельности дружного, имеющего большой научный задел творческого коллектива института.

ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» уже много лет ведет работу по сопровождению и развитию Федеральной университетской компьютерной сети RUNNet (Russian University Network), обеспечивающей связанность образовательных учреждений Российской Федерации и международные каналы в научно-образовательной сети.

Основная задача RUNNet - формирование единого информационного пространства сферы образования России и его интеграция в мировое информационное сообщество.

В настоящее время сеть RUNNet является крупнейшей российской научно-образовательной IP-сетью, предоставляющей услуги более чем 400 университетам и другим крупным образовательным и научно-исследовательским учреждениям.

В сфере международного сотрудничества институт выполняет работы по развитию и сопровождению информационного и программного обеспечения экспорта российского образования (ИАС ЭРО) на 9 иностранных языках и информационно-справочных систем международного партнерства (ИСС МП) с Германией, Францией, Испанией и США на русском и соответствующем иностранном языке (http://www.russia.edu.ru/ ).

Основными целями данного направления деятельности ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» являются:

информационная поддержка активного продвижения российских образовательных услуг на международный рынок путем предоставления актуальной информации, развития информационных сервисов и расширения аудитории ресурса «Российское образование для иностранных граждан» за счет перевода информационно-консультативной, аналитической и методической информации на английский, немецкий, французский, испанский, китайский, казахский, арабский языки;

совершенствование и развитие информационно-справочных систем международного партнерства России в области образования с США, Испанией, Францией и Германией как инструмента информационной поддержки образовательных обменов, сотрудничества российских вузов с зарубежными университетами в рамках совместных проектов и реализации двусторонних соглашений между странами.

Наша информационная политика направлена на создание и активное продвижение положительного образа российского образования на международном рынке образовательных услуг.

Система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности (www.icttest.edu.ru) нацелена на повышение качества образования на всех уровнях образовательной системы. Данная система базируется на официальных документах системы образования Российской Федерации: государственных образовательных стандартах, квалификационных характеристиках должностей работников образования, а также иных нормативных документах, действующих в системе образования Российской Федерации.

В настоящее время введено в эксплуатацию 5 направлений сертификации: соответствие требованиям к компьютерной грамотности в системе образования; соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ учителя естественно-научного и математического профилей; соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ учителя гуманитарного профиля; соответствие квалификационным требованиям в области ИКТ сотрудника административно-управленческого персонала общеобразовательного учреждения; соответствие требованиям к ИКТ-компетентности учителя.

Система мониторинга и сертификации компьютерной грамотности и ИКТ-компетентности зарегистрирована Ростехрегулированием в составе системы добровольной сертификации персонала в области качества №РОСС RU.Ж174.04ПЖ00, а также имеет признание Европейского центра по качеству.

Система добровольной сертификации «ИНФОРМИКАСЕРТ», регистрационный номер - РОСС RU.B612.04ИЦ00 от 17 декабря 2009 года, создана для подтверждения соответствия персонала, продукции и услуг требованиям законодательной базы Российской Федерации, национальных и международных стандартов, сводов правил, федеральных государственных образовательных стандартов, нормативных документов Министерства образования и науки Российской Федерации, стандартов организаций, условий договоров и других документов, принятых в системе.

Ее целью является обеспечение качества и конкурентоспособности отечественного образования и науки на основе сертификации персонала, продукции и услуг в области разработки и применения информационно-коммуникационных технологий.

ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» готова инициировать подобные совместные проекты с представителями государств - членов СНГ.

Считаю необходимым начать переговоры о возможности использования открытых образовательных интернет-ресурсов не только на территории Российской Федерации, но и на территории государств - участников Содружества, а также начать выработку решений по данному вопросу и просить Совет по сотрудничеству в области образования государств - участников СНГ подготовить соглашение о возможности открытия доступа к российской системе федеральных образовательных ресурсов в рамках расширения Концепции формирования единого (общего) образовательного пространства СНГ.

Данный шаг позволит развивать единое информационно-образовательное пространство с учетом взаимной заинтересованности и при всемерном укреплении и расширении сотрудничества между государствами.

Александр ТИХОНОВ, директор ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика», академик РАО