Досье «УГ»

ФГНУ «Республиканский мультимедиацентр»

Россия, 109028, Москва,

Б. Трехсвятительский пер., 3

Тел.: +7 (495) 917-2337

Факс: +7 (495) 917-3755

E-mail: mmedia@rnmc.ru

http://www.rnmc.ru

Электронные образовательные ресурсы

В последнее десятилетие наряду с печатными учебными материалами с большим или меньшим успехом стали использовать электронные.

В настоящее время известно три основных типа ЭОР - текстографические, элементарные аудиовизуальные и мультимедийные.

Текстографические ресурсы - самые простые, это электронная форма текста с иллюстрациями. Значительное родство таких ЭОР с книгой породило термин «электронный учебник». Для общего и начального профессионального образования большого интереса не представляют, поскольку учащиеся обеспечены комплектами традиционных учебников. А при прочих равных книга всегда выигрывает.

Очевидно, что преимущества электронного текста проявляются на высших ступенях профобразования и в профессиональной деятельности, где характерна работа со многими информационными источниками и необходимо ориентироваться в последних достижениях науки, техники, производства.

Элементарный аудиовизуальный ресурс представляет собой простой компьютерный файл, содержащий фотографию, видеозапись, музыкальный фрагмент и т. д. Поскольку в данном случае дидактическая основа отсутствует, относить эти ресурсы к образовательным можно только опосредованно. Чаще всего они играют роль электронных наглядных пособий при работе преподавателя в аудитории, служат источниками аудиовизуальных иллюстраций для докладов и рефератов учащихся.

Мультимедийные ресурсы - самые мощные и интересные для образования. Но чтобы не обмануться, стоит уточнить, что подразумевается под мультимедиа ЭОР.

Когда мы говорим о мультимедиа ЭОР, имеется в виду возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке согласованной совокупности текстовых и аудиовизуальных элементов, представляющих различными способами изучаемые объекты и процессы. Характерным свойством мультимедиаконтента является интерактивность, причем варианты взаимодействия могут быть сколь угодно сложными. Заметим, что в текстографических ресурсах интерактив возможен только в простой ссылочной форме, а при использовании элементарного аудиовизуального ресурса говорить об интерактивности не приходится.

Понятно, что интерактивные мультимедиа ЭОР, наиболее сложные в изготовлении ресурсы, включают множество содержательных элементов и программный сценарий их интерактивного представления. При этом полностью справедливо известное положение: чем проще и понятнее программа выглядит снаружи, тем сложнее она устроена внутри.

Оставляя в стороне трудности производителей, сосредоточимся на проблемах, которые из-за сложности продукта возникают у пользователей. Таких проблем можно насчитать до четырех: две общие и две специфичные для образования.

Во-первых, до настоящего времени интерактивный мультимедиаконтент издавался в основном на компакт-дисках. Распространение в Интернете наталкивалось на технологические препятствия. Во-вторых, полностью отсутствовала хоть какая-нибудь унификация: каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. В результате изучение методов работы с диском подчас требовало столько усердия и времени, что на содержание не оставалось терпения.

Широкое применение в образовании в свою очередь сдерживалось двумя факторами. Прежде всего не совсем понятно, как компакт-диск встроить в учебный процесс. Для использования в самостоятельной учебной работе потребовалось бы обеспечить набором дисков каждого учащегося. Второй фактор - затянувшиеся ожидания реализации личностно ориентированного обучения.

Тем не менее преимущества и образовательные перспективы интерактивных мультимедиа ЭОР служат хорошим стимулом к устранению перечисленных недостатков. В Федеральном агентстве по образованию за последние годы были созданы электронные образовательные ресурсы нового поколения, объединившие достоинства интерактивного аудиовизуального контента с возможностями сетевого распространения и полноценного использования в образовательном процессе.

Решение проблемы создания сетевых ЭОР с интерактивным мультимедиаконтентом потребовало разработки новой системной архитектуры, унификации структуры электронных образовательных продуктов и разработки единой программной среды функционирования. Совокупным результатом явилось создание открытой образовательной модульной мультимедиасистемы (ОМС). Электронные образовательные ресурсы, разрабатываемые в среде ОМС, получили благодаря своим преимуществам наименование ЭОР нового поколения. Пожалуй, основной смысл такого определения заключается в том, что речь идет не об очередной итерации на пути развития электронных учебных материалов, «новое поколение» означает переход в другое качество, когда ЭОР становятся полноценным инструментом образовательной деятельности.

Новые инструменты для учащихся и преподавателей

Концептуальной основой ЭОР нового поколения является модульная архитектура электронного образовательного ресурса. Совокупный контент по предметной области разделен на модули, соответствующие тематическим элементам и компонентам учебного процесса. При этом каждый модуль может иметь аналог - вариатив, отличающийся элементами содержания, методикой, технологией исполнения.

Электронный учебный модуль (ЭУМ) является автономным, содержательно и функционально полным образовательным ресурсом, предназначенным для решения определенной учебной задачи. Информационный объем ЭУМ порядка 10 Мбайт, так что получение его по сетевому запросу не представляет принципиальных трудностей даже для узкополосных глобальных компьютерных сетей.

При создании электронного учебного модуля можно использовать все известные инструменты разработки мультимедиакомпонентов в любых форматах, организовать взаимодействие пользователя с элементами контента, в том числе с использованием сложных имитационных моделей, ограничивая собственную изобретательность только рамками методической целесообразности.

Совокупность электронных учебных модулей размещается на сервере Глобальной компьютерной сети. Интернет-доступ к хранилищу и доставка ЭУМ по Сети осуществляются онлайн, в том числе по списку в фоновом режиме. Доставленный модуль размещается в локальном хранилище на компьютере пользователя для дальнейшего использования. Операции по доставке комплекта избранных ЭУМ, организации и ведению локального хранилища осуществляются с помощью программного инструмента - персонального органайзера пользователя.

Для воспроизведения модулей используется специализированный ОМС-плеер. Поскольку никаких ограничений при разработке контента модулей нет, стоит напомнить, что произвольный интерактивный контент стандартными средствами, такими как Internet Explorer, Mozilla Firefox и другими, воспроизвести невозможно: браузеры изначально предназначены для текстографических материалов и с течением времени дорабатывались для воспроизведения элементарных аудиовизуальных ресурсов, Flash-файлов, Java-апплетов и других частных мультимедиарешений. ОМС-плеер решает общую задачу воспроизведения произвольного интерактивного мультимедиаконтента, в котором при необходимости могут быть использованы и перечисленные решения.

Плеер и органайзер составляют клиентское программное обеспечение. Пользователь ЭОР нового поколения предварительно устанавливает его на своем компьютере, запросив инсталляционный пакет, как и учебные модули, по Сети.

Архитектура учебных модулей дает нам потенциал саморазвития ЭОР нового поколения. Для изменений открыты как программная, так и содержательная части ЭУМ. Как правило, изменение программных компонентов, определяющих компоновку экрана и организацию интерактива, требует более высокой квалификации, чем коррекция или замена отдельных содержательных элементов. Для того чтобы уравнять возможности пользователей с разным опытом, в инструментальный комплекс ОМС включен инструментарий для модернизации/создания электронных учебных модулей непрофессиональными разработчиками.

С образовательной точки зрения ЭОР нового поколения обладают следующими инновационными возможностями:

Обеспечение всех компонентов образовательной деятельности с учетом индивидуальных предпочтений.

Реализация активно-деятельностных форм обучения.

Расширение функционала и повышение эффективности самостоятельной учебной работы.

Модульная структура контента позволяет также успешно решать вопросы организации учебного процесса. При этом для оценки учебных достижений учащихся используется программное инструментальное средство - система учета учебных достижений (СУД). В процессе работы учащегося с ЭУМ генерируются значения показателей успешности в соответствии с международной спецификацией SCORM RTE. Параметры сеанса через органайзер передаются в СУД для интерпретации результатов самостоятельной работы учащегося и представления их после обработки преподавателю. Наличие исчерпывающих данных по работе с каждым модулем - от времени сеанса и точки его завершения до количества допущенных ошибок и повторных действий, а также результаты предварительной самоаттестации (модуль К-типа) - позволяют выставить итоговую оценку без дополнительных усилий и затрат времени.

ЭОР нового поколения размещены в Федеральном центре информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Мощные интернет-серверы ФЦИОР (http://eor.edu.ru) открывают бесплатный доступ к десяти тысячам электронных учебных модулей по 10 предметам общего образования. В настоящее время идут разработки вариативов ЭУМ по школьным предметам и создаются аналогичные ресурсы для 11 наиболее востребованных профессий и специальностей НПО/СПО.

Федеральное государственное научное учреждение «Республиканский мультимедиацентр» (ФГНУ РМЦ) - специализированная организация Министерства образования и науки Российской Федерации.

С момента создания и до настоящего времени ФГНУ РМЦ является одним из лидеров развития мультимедиаэлектронных изданий в России.

Основная задача РМЦ - создание электронных изданий интернет-ресурсов для образования, объединяющих последние достижения информатики и вычислительной техники с результатами научно-педагогических исследований в области современных образовательных технологий.

Центр проводит широкие научные, научно-методические и экспериментальные исследования, определяющие концептуальные основы создания и применения мультимедиаэлектронных изданий и интернет-ресурсов в рамках программ информатизации образования и построения информационного общества в России.

РМЦ владеет технологией создания самых сложных мультимедиапродуктов, объединяя в одной программе и на одном носителе различные формы представления информации: фотоизображения, анимационные и видеофрагменты, трехмерные модели, QuickTime-объекты, виртуальные панорамы, рисунки, дикторский текст, гипертекст и др.

Варианты сотрудничества для стран СНГ

Создание открытых образовательных модульных мультимедиасистем в Глобальной компьютерной сети.

Разработка электронных образовательных изданий и ресурсов, объединяющих достижения информационных технологий с результатами научно-педагогических исследований.

Мультимедиа электронные издания на CD-ROM/DVD.

Александр Осин, генеральный директор ФГНУ «Республиканский мультимедиацентр»