- Именно на этом съезде в среде учительства возник уникальный инновационный потенциал. На нем были приняты образовательные программы, которые сегодня в том или ином виде используются в странах Содружества. Именно тогда появился целый ряд крылатых формул в образовании, которые сохраняют свою актуальность и сейчас, в начале XXI века. Среди них одна из важнейших сегодня образовательных парадигм - «От образования на всю жизнь к образованию на протяжении всей жизни».

Уже тогда начала разрабатываться программа развития школы, которая потом стала называться программой вариативного образования.

Я хочу также напомнить еще об одной идее, которая впервые прозвучала на съезде в 1988 году из уст моего друга Шалвы Амонашвили. «Все говорят о необходимости свободы учителя, но самая большая беда для педагога не в указаниях чиновников и министерства, а в его собственной голове, - считал Шалва Александрович.- Именно там сидит цензор, именно там находится наш внутренний чиновник, который и сковывает нашу свободу. Пока мы не избавимся от внутреннего рабства, пока учителя не станут по-настоящему свободными людьми, до тех пор они будут воспитывать рабски думающих учеников».

- Александр Григорьевич, какую роль в современном обществе, по вашему мнению, играет образование?

- Сегодня образование играет важную роль в конструировании таких эффектов общественного развития, как социальная консолидация общества, гражданская идентичность представителей различных социальных групп и национальных культур, социальное доверие, успешная социализация подрастающих поколений, социальная стратификация населения.

Образование сегодня - ведущая социальная деятельность в государствах - участниках Содружества Независимых Государств. В системе образования стран СНГ задействована большая часть социально активного населения. Причем первая образовательная ячейка - это семья. Мотивация семей на получение качественного образования растет сегодня во всех странах. Любопытно, что люди делают это не только ради детей, но и ради самих себя. Я считаю, что именно образование как процесс непрерывной инвестиции в свою жизнь является ключевым источником развития личности. Образование порождает гражданскую идентичность и формирует менталитет народа, ценности, социальные нормы поведения отдельных людей, больших и малых социальных групп.

Помимо этого, в современном обществе образование играет объединяющую, консолидирующую роль. Помогает преодолевать стереотипы, противостоять ксенофобии и насилию.

Приобщение ребенка к миру культурных ценностей начинается с дошкольного возраста. Дошкольное образование - это первые шаги становления идентичности человека. Когда в системе образования появляются проблемы, я говорю: «Дошкольники, вперед!» Этот призыв не случаен: дошкольное образование поистине уникально, сегодня разработаны вариативные программы дошкольного образования, которые с успехом могут использоваться в различных странах Содружества. Ведь эти программы, как правило, созданы на основе классических психологических школ Льва Семеновича Выготского, Даниила Борисовича Эльконина, Василия Васильевича Давыдова - ученых с мировым именем. Когда ко мне приходят на отзыв диссертации из различных стран СНГ, радостно видеть, что, несмотря на то что мы сегодня живем в разных странах, идеи этих великих ученых находят отражение в современных программах педагогического образования в странах Содружества.

- Александр Григорьевич, нас ведь объединяют не только научные школы. Какие еще факторы, способствующие нашей консолидации, вы могли бы назвать? Какие задачи, по вашему мнению, стоят перед съездом учителей и работников образования государств - участников СНГ?

- Когда 10 лет назад я выступал перед учителями Израиля, обучавшими ребят, приехавших из России, там в зале были и школьники. И один восьмиклассник на мой вопрос, какую помощь вы хотели бы получить из России, сказал с тоской: «Нам бы учебник Перышкина...» Учебники, подобные учебнику Перышкина, - это кристалл мудрости. Есть система ценностей, которая выходит за границы этнонациональных общностей. Она становится мировой ценностью.

Нет ничего более интернационального, чем наука. Я говорю прежде всего о дисциплинах естественно-научного цикла, таких как математика, физика - это общечеловеческое эсперанто. С гуманитарными дисциплинами сложнее. Однако можно привести примеры такого взаимодействия, когда, например, наши финские коллеги переводят и изучают Пушкина, в школах Казахстана и Беларуси, многих других стран изучают Толстого и Чехова, российские школьники читают Тараса Шевченко и Василя Быкова. В марте 2010 года в двух лицеях Франции были открыты интернациональные секции, в рамках которых французские школьники будут изучать русский язык и литературу, историю и географию России. В РФ функционирует система школ с различными этнокультурными компонентами, где изучаются язык и культура других стран и народов. Я уверен, что знакомство с лучшими образцами литературного, музыкального и художественного наследия, изучение истории и традиций других народов позволит молодым людям быть более толерантными, жить в мире и согласии друг с другом в будущем.

Убежден, что одна из ключевых компетенций современного человека - это искусство общения с непохожими людьми. У меня есть книга с одноименным названием. Это искусство необходимо любому человеку, несмотря на то, где он живет - в России, Казахстане или Мексике. Какими бы разными мы ни были, у нас общая история, мы живем под общим небом, соседствуем друг с другом. Поэтому нам очень нужны общие программы развития образования, общие задачи и общие концепции движения вперед.

Мне кажется очень важным приоритет общечеловеческих ценностей для общения. Моя заветная мечта - рождение у наших детей общечеловеческой идентичности. Такая идентичность рождается в программах по мировой художественной культуре, по всемирной литературе и всемирной истории. Стоит нам сделать акцент на усиление этнической идентичности, и мы получим не схождение, а расхождение.

В этой связи я считаю, что одна из задач съезда учителей государств - участников СНГ - это поиск и создание банка общих ценностей образования, объединяющих учителей и работников образования стран Содружества.

Следующий важный момент: создание общей программы развития образования наших стран. Мы зачастую очень много времени уделяем созданию единого таможенного пространства в рамках СНГ или экономического союза. Но у нас куда больше оснований создать образовательный союз СНГ. Тем более сейчас очень много возможностей для взаимодействия возникает в связи с расширением использования в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий, Интернета.

Пока, на мой взгляд, не в полной мере использован еще один уникальный ресурс для развития сотрудничества учителей и школьников наших стран - совместные предметные олимпиады на пространстве СНГ. В наших странах накоплен довольно большой опыт проведения международных олимпиад, а вот в отношении олимпиад стран СНГ это только предстоит сделать. Но ведь победа в такой олимпиаде могла бы стать путевкой, своеобразным пропуском в лучшие университеты Содружества для талантливых ребят.

Со своей стороны Федеральный институт развития образования готов принимать самое активное участие в разработке и реализации проектов и программ, направленных на расширение сотрудничества в сфере образования на пространстве СНГ.

- Александр Григорьевич, чего вы ждете от предстоящего съезда в Астане?

- Мне хотелось бы, чтобы съезд стал поворотной точкой в нашем движении к ООН - Организации образованных наций. Создание «общества образования» как главного общества в мире должно стать нашей ведущей задачей.