«Всемирное наследие ЮНЕСКО»: из Бутова - в Париж

Только что в Москве, в арт-галерее бизнес-центра «Романов Двор» с огромным успехом прошла художественная выставка работ Наталии Овсиенко и ее учеников - детской изостудии «Воображение» при центре образования №2006. Все представленные работы объединяла одна идея: напомнить людям о необходимости бережного отношения к уникальным архитектурным и природным памятникам. Тема экспозиции возникла не случайно: этот год объявлен ЮНЕСКО Годом диалога культур и цивилизаций.

Работы мастера и учеников сосуществовали на экспозиции очень органично. Детские рисунки «Амальфийское побережье» Болбиковой Полины, «Пирамиды от Гизы до Дахшура» Ивлиевой Насти, «Верхняя Сванетия» Кисленко Даши, «Национальный парк Серенгети» Островской Вари, «Кёльнский кафедральный собор» Тимура Барцица, «Носороги парка Казиранга» Юренковой Виолетты и др. продолжали и расширяли тему, заданную картинами их учителя: «Руины древнего города Мачу-Пикчу», «Древний город Куня-Ургенч», изображениями римского театра Марцелла - все перечислить невозможно.

Слух о необычном московском вернисаже дошел до самого Парижа, и c 17 по 19 апреля экспозицией в рамках выставки «Вклад России и Франции в мировое наследие» восхищались жители культурной столицы Европы.

Я в ответе

Она из тех, кто чувствует себя в ответе «за тех, кого приручила», за то, чтобы дать своим питомцам высокий старт в жизни, приподнять над обыденностью, показать новые горизонты. Ради учеников Наталия Овсиенко готова «перенести встречу с Музой», чтобы провести урок; отменить свои планы и погрузиться в работу по организации выставки. Она знает, как это важно для ее питомцев - получить общественное признание, увидеть интерес к своим работам. И они принимают это ее взрослое отношение к себе с достоинством и благодарностью.

Картинки с выставки

Картинка 1. Дети. Они робко вошли в зал, когда там уже собрались гости: официальные лица, журналисты, родственники и педагоги. Стеснялись, нервничали, но уже через несколько минут их будто вихрем разметало по всему залу. Увидеть свою картину в настоящей «взрослой» галерее - это больше, чем награда. Дети вспоминали, как выбирали сюжеты своих работ: Наталия Дмитриевна принесла книги и видеофильмы, чтобы они смогли определить, какая кому тема ближе. Так родились эти рисунки, ставшие выставкой. На вопрос, не лучше ли рисовать сюжеты с натуры, лукаво улыбались: «А мы поедем обязательно. Немного позднее!»

Дети перемещались по павильону, как ртуть, то растекаясь, то мгновенно собираясь группками. И каждый, даже отбегая в другой конец зала, время от времени искал взглядом своего Учителя: вот такие сокровенные у них отношения.

Картинка 2. Семейная пара серьезно и обстоятельно обсуждает каждую картину, неторопливо проходя вдоль детской экспозиции. Оказалось, два рисунка их дочери тоже среди этих работ. Семья недавно переехала, но вопрос о том, чтобы отправить девочку в другую художественную школу, даже не обсуждается. «Для нас существует только один учитель - Наталия Дмитриевна. То, что она дает детям, нельзя передать словами. Она создала особый мир, подарила детям состояние духовности, то внутреннее единение, которое нельзя нарушать. Мы обязательно найдем возможность, чтобы дочка продолжала брать уроки именно у нее».

Картинка 3. Наталии Дмитриевне все время помогает какой-то мужчина: приносит буклеты, решает организационные вопросы, встречает новых гостей. Видно, что он совершенно искренне разделяет с героиней праздника волнение и радость события. Когда Наталия попросила его вручить для «Учительской газеты» каталог, приобнял художницу за плечи, широко улыбнулся и представился: «Я - муж!» Да, именно такой жизнерадостный, общительный, предупредительный и преданный спутник должен быть у солнечной художницы Наталии Овсиенко.

Подарок судьбы

Она получает огромное удовольствие от общения с детьми, потому что они открыты и непосредственны, искренны и добры, восприимчивы к слову и красоте. Наталия пришла в школу, как она говорит, случайно, но эта случайность имеет свою закономерность, как бы мы ее ни называли: диалектика жизни, с которой не поспоришь, или судьба, которая ведет тебя, следуя своей непостижимой логике. Как бы там ни было, все удивительным образом совпало: предложение о работе с детьми пришло именно тогда, когда она внутренне уже была готова, но еще не осознавала этого. Теперь она каждый день благодарит за этот подарок судьбу и... директора образовательного центра №2006.

Директор

Да, все началось с директора. Именно она, неугомонная Вера Алексеевна Илюхина, получив приглашение стать директором строящейся школы №2006 в самом отдаленном районе Москвы - Бутово, - сразу решила, что если возьмется за эту работу, то ее школа будет особенная, от интерьера до учебного процесса, и что у нее будут лучшие педагоги. Она сделала это. Но вздохнула удовлетворенно, только когда уговорила взять на себя эстетическое воспитание детей настоящих профессионалов: музыканта, балерину театра «Кремлевский балет» (в прошлом) и члена Творческого союза художников.

Уроки волшебства

Надо побывать хотя бы на одном уроке и увидеть детские глаза, чтобы понять: волшебство бывает не только в сказках. Она учит детей сначала видеть красоту окружающего мира, чувствовать его настроение, придумывать свои фантастические истории. Ее ученики свободны от всяких условностей и лишены комплексов «не умею», «не получится» именно потому, что обучение идет не от техники, не от кистей и красок, а от сердца. Только когда она понимает, что ребенок наполнил себя эмоционально, впитал в себя образ, мысленно нарисовал его, позволяет выразить это на бумаге - именно так, как он чувствует. И в этот момент солнечные зайчики с ее полотен волшебным образом перепрыгивают на картины учеников.

Дети доверяют своему учителю и знают, что бесстрастно написанное полотно не несет ни мысли, ни эмоций, а без этого картина пуста и скучна.

Она научила детей еще нескольким важным качествам: умению радоваться чужим достижениям и победам и пониманию того, что успех на 90% состоит из труда и всего на 10% от удачи.

Творчество

Наталия аккуратно, кончиком кисти переносит с натуры живые краски, добавляет воображения, фантазии, восторга и восхищения окружающим миром и пишет русские храмы и гондолы Венеции, натюрморты и цветы, римские крыши и итальянские дворики, трепетные ажурные тени на пейзажах, скалистые горы и бурное море.

Она все время в поиске: ее картины очень разные и по технике, и по жанру. Но ведь не зря говорят, что у каждого художника есть свой неповторимый почерк. Наталия Овсиенко - не исключение.

Наталия совершенно одинаково относится к персонажам своих картин - будь то яблоко или тыква на натюрморте, изящные белоснежные ирисы в вазе, портрет или старинный православный храм. Художница помогает своему зрителю, немного ярче подчеркивая кончиком кисти характерные особенности, помогающие полнее раскрыть истинную, глубинную суть предметов. Она не просто любит все, что переносит на полотна, она искренне любуется героями и персонажами своих картин и хочет показать вам их во всей красе, поделиться с вами своими чувствами. Это ее восхищение выплескивается за края картины и заполняет воображение зрителя, сообщая ему состояние радостного изумления и спокойствия, подводя к истокам и напоминая простые истины, о которых мы забываем в суете будней.