Тем более что в Общественный совет входят люди с разными политическими и мировоззренческими установками: тут тебе и руководители крупнейших образовательных учреждений, такие как ректор ГУ - ВШЭ Ярослав Кузьминов, и известные журналисты - их на заседании представляли главный редактор «УГ» Петр Положевец, главный редактор журнала «Огонек» Виктор Лошак и ведущая одной из программ на радиостанции «Эхо Москвы» Светлана Сорокина.

Аспект подготовки тренеров-преподавателей, о котором рассказал в своем докладе ответственный за нее ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Эдуард Никитин, стал лишь отправной точкой для спора. Практически все участники заседания отметили положительные стороны такой подготовки - тысяча учителей получили возможность существенно расширить свои культурологические знания (кстати, из них чуть более 60 не получили права преподавать ОРКиСЭ), а затем они сами просветили около 15 тысяч своих коллег в регионах. Многие из педагогов прикоснулись к истории мировых религий впервые. Однако уже на этапе подготовки тренеров-преподавателей были допущены некоторые промахи. По словам Светланы Сорокиной, которая провела свой мониторинг происходящего, среди этих носителей духовно-нравственной культуры были не только победители различных педагогических конкурсов, но и явно те, кого «было ненапряжно отпустить» посреди учебного года - в том числе учителя музыки, физкультуры, технологии. Еще более явные нарушения, по мнению журналистки, были допущены на этапе выбора модулей в регионах - во многих случаях цифры просто «округляли», то есть принудительно приводили всех к конкретным одному-двум модулям, выбранным большинством, игнорируя выбор меньшинства.

Но основная дискуссия все же развернулась даже не вокруг недостатков - во многом неизбежных - текущего процесса, а вокруг его содержания и возможных последствий. Как известно, среди авторов учебников ОРКиСЭ - священнослужители (в частности, создатель «Основ православной культуры» отец Андрей Кураев), и определенная часть их коллег, судя по высказываниям, возлагает на учебный курс явно миссионерские цели. «Не лучше ли вместо непроверенного курса о религиях учить детей толерантности?» - задала вопрос присутствовавшим Сорокина.

Обсудили на Общественном совете и опасность разобщения и даже межконфессионального конфликта на основе разделения учеников по религиозным предпочтениям, как об этом уже заявили Ментимер Шаймиев (еще будучи президентом Татарстана) и президент Чувашии Николай Федоров. В связи с этим руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер высказался за то, что логично было бы отменить все разделения по различным конфессиональным предпочтениям и изучать последовательно все модули, прибавив к ним здоровьесберегающие уроки. Тогда, по его словам, удастся избежать «мордобоя в туалетах».

Председатель Общественного совета Виктор Лошак урезонил собравшихся, напомнив, что обсуждаются последствия политического решения главы государства. Но именно эта зависимость от политической воли лидера страны и ситуация «без меня меня женили» продолжают смущать не только членов Общественного совета при Минобрнауки России, но и рядовых участников педагогического процесса. Александр Адамский привел данные опроса на сайте «Эврики», где 65% отвечающих предположили, что эксперимент с введением курса ОРКиСЭ будет признан нецелесообразным. Вместе с тем Адамский считает, что «найденное решение - компромисс, который уберег нас от больших бед», в частности, от «зубодробительных дискуссий».

Исаак Калина попытался вывести собравшихся из болезненного обсуждения темы отсутствия выбора. «Да, введением этого курса не оставили альтернативы чиновникам, которые могли бы всем навязать изучение одного предмета, зато оставили право выбора родителям - у семьи, может быть, впервые появилась такая возможность», - заявил зам. министра.

Калина также призвал всех быть «аккуратнее в терминах» и называть введение курса ОРКиСЭ не экспериментом (хотя в официальном пресс-релизе Министерства образования и науки РФ говорится о преподавании нового предмета «в экспериментальном режиме»), а апробацией. На тему о том, как совершенно новый предмет, минуя стадию эксперимента, стал сразу апробацией, чиновник рассуждать не стал. Однако напомнил о втором значении понятия «апробация». «Оно означает не только «пробовать», но и «получить одобрение», - сказал Калина.

Впрочем, в поручении Президента РФ Медведева от 2 августа 2009 года вообще нет слов «эксперимент» и «апробация». Там четко и недвусмысленно говорится: «Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения (в 2010 году в 19 субъектах Российской Федерации, а с 2012 года - во всех субъектах Российской Федерации) в общеобразовательных учреждениях новых предметов».

Зам. министра предложил дождаться результатов введения курса в 19 регионах хотя бы после одной четверти, обсудить их с педагогами и тогда уже делать выводы.