Досье «УГ»

Из Рекомендаций парламентских слушаний от 13 апреля 2010 года:

«...Ассоциации развития педагогических университетов и институтов, Совету по педагогическому образованию, Российской академии образования:

- Разработать и представить в Министерство образования и науки РФ предложения по критериям отбора образовательных учреждений, на базе которых целесообразно создание базовых центров педагогического образования».

Статфакт

Сегодня педагогов готовят 58 государственных академий (8), институтов (15), университетов (35), 10 региональных вузов, один муниципальный и 3 негосударственных. Всего в этих вузах обучаются 528193 студента.

На 1 декабря 2009 года из-за отсутствия вакантных мест не были трудоустроены 5,9 тысячи выпускников учреждений ВПО, получивших педагогические специальности (не только в педагогических вузах). Наибольшее число таких выпускников в Приволжском и Южном федеральных округах.

Сегодня педагогов готовят 340 педагогических училищ и колледжей. На 1 декабря 2009 года не были трудоустроены 0,3 тысячи выпускников учреждений СПО, получивших педагогические специальности.

Проблемы, мешающие позитивным изменениям в педобразовании:

- отсутствие полноценной концепции непрерывного педагогического образования, нормативно-правовой базы и экономических механизмов ее реализации, обоснованного долгосрочного прогноза потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров;

- слабость материально-технической базы многих педагогических университетов;

- снижение престижности педагогической профессии, понижение социального статуса педагога в российском обществе.

Комментарий «УГ»

Ни одна из существующих сфер экономики страны не относится так наплевательски к системе высшего образования, как система образования. В этом величайший парадокс: вузы транспорта, культуры, медицинские и прочие профильные министерства холят и лелеют. Наше профильное министерство, прикрываясь различными инициативами первых руководителей страны, пытается фактически уничтожить педвузы. Догадывается ли Президент РФ Дмитрий Медведев, что он может войти в историю как человек, уничтоживший уникальную систему высшего педагогического образования, которую копируют нынче в разных странах как самую эффективную систему подготовки кадров для школы? Думаем, что нет. Цинизм чиновников не знает границ, а близорукость и нежелание говорить правду потрясает. Приводя лукавые проценты выпускников педвузов, не закрепившихся после трех лет работы в школе, они не говорят (может, не знают?), что учитель не может жить на нищенскую зарплату. Мы предлагаем эксперимент: пусть кто-то из заместителей министра или руководителей Департамента госполитики проживет месяц на зарплату учителя сельской школы, посмотрим, что после этого они будут говорить о закрепляемости и неэффективной работе педвузов. Из 193 вузов, готовящих учителей, педвузы составляют всего треть. Что, чиновники предложат закрыть и технические, и гуманитарные, и медицинские, и прочие вузы, чьи выпускники-педагоги не идут работать в школы? И что они будут делать с классическими университетами, чьи выпускники-педагоги тоже не работают в школах? Не иначе как превращать их в факультеты при академиях наук. А там, глядишь, и академии придется реформировать. Так и получится, что в результате некому будет учить детей в школах, станем приглашать учителей из-за границы, как нынче именитых ученых, но обойдется нам это много дороже, чем сохранение нынешней системы высшего педагогического образования.

ЗА

Любовь НИКОЛАЕВА, директор Центра образования «Псковский педагогический комплекс»:

В учителя идут худшие ученики школ

Педагог рождается не в учебном заведении, а в практической жизни. По словам крупного отечественного психолога, философа и педагога М.Рубинштейна, наука никогда не сможет заменить жизни и опыта, они всегда шире ее. Есть давно назревшая проблема, с которой мы сталкиваемся в Псковской области, - с одной стороны, налицо перепроизводство педагогических кадров, с другой - отсутствие молодых учителей в школах. Вызывает тревогу, что в педагогические вузы поступают выпускники школ с низкими результатами единого государственного экзамена. Это значит, что строить личность учителя-профессионала будет труднее. В Псковской области приняты законы «О статусе педагогического работника», «Социальный пакет учителя», которые способствуют повышению престижа педагогической профессии в целом и притоку в школы молодых учителей в частности, но силами одного региона проблемы не решить. Сегодня общество и сама жизнь предъявляют самые высокие требования к руководителю образовательного учреждения - правовая и финансово-экономическая компетентность, владение современным менеджментом, новыми педагогическими технологиями. Педагогические вузы не готовят ни директоров школ, ни завучей, а их нужно растить - терпеливо, бережно и осторожно.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета Госдумы РФ по образованию:

Надежда на регионы

Вопрос о модернизации педагогического образования ставился и раньше, и в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года была утверждена программа модернизации педагогического образования. Сегодня действие этих документов завершается, нужно подвести итоги сделанного и наметить перспективы на будущее. Анализ материалов свидетельствует о том, что в среднесрочной перспективе ожидается увеличение потребности в педагогических кадрах. Отсутствие же дефицита педагогических работников сегодня во многом связано со значительным количеством работающих пенсионеров, число молодых специалистов со стажем до 5 лет составляет около 10 процентов. Общий прием в педвузы в 2009 году сократился по сравнению с 2005 годом на 32 процента, в том числе на бюджетной основе - на 28 процентов. К сожалению, учиться в педвузы идут не самые лучшие ученики (средний балл по ЕГЭ - 53). Во многом такое положение связано с низким престижем учительского труда. А новой школе нужен современный учитель, обладающий новым педагогическим мышлением, умением осуществлять педагогический процесс в контексте системно-деятельностного подхода, владеющий инновационными технологиями обучения, умеющий заинтересовывать ученика самим процессом обучения. Требуют специальной, в том числе нормативно-правовой, проработки вопросы привлечения к работе в школе лиц, не имеющих базового педагогического образования, но способных обеспечить более качественное профильное образование для старшеклассников. Очевидно, должны быть приняты государственные требования к такой подготовке и подготовлены соответствующие программы.

Процесс преобразования педагогических вузов в крупные базовые центры подготовки учителей уже идет. Такое укрупнение позволит более эффективно использовать как материально-технические, так и кадровые ресурсы, повысить за счет этого качество предоставляемого образования. При этом важно сохранить сеть высших учебных заведений, охватывающую педагогическим образованием всю территорию Российской Федерации. Вопрос присоединения к педагогическим университетам, которые находятся в федеральном ведении, педагогических колледжей, находящихся в ведении субъектов РФ, может потребовать дополнительного законодательного регулирования. Серьезная проблема - расширение полномочий органов государственной власти субъектов РФ по поддержке и развитию расположенных на их территории педагогических университетов федерального подчинения. Думаю, что многое в деле модернизации педагогического образования и повышения престижа учительского труда могут сделать и сделают сами субъекты РФ.

Светлана ЖУРОВА, заместитель председателя Госдумы РФ:

Модернизация просто необходима

Образование сегодня стало главным общенациональным приоритетом России. И особое внимание нам по понятным причинам необходимо уделять именно модернизации системы педагогического образования. Ведь в конечном счете не столько качество школьного здания, сколько уровень работы педагогического коллектива делает жизнь школы насыщенной и определяет успешность образовательного процесса. Учитель (уровень его квалификации) всегда был и остается ключевой фигурой школы. Темпы социальных изменений начинают опережать темпы смены поколений, поэтому общество нуждается в людях, обладающих потребностью в саморазвитии. Все это, конечно, требует непрерывного образования учителей, которые должны, для того чтобы выполнять свои обязанности на заданном уровне, обладать высоким уровнем развития интеллектуальных, мотивационных, коммуникативных и творческих способностей.

Но сегодня особенно важно показать учительскому сообществу серьезность намерений государства в обновлении образования в режиме опережающего развития.

Нужно объяснить, что общий смысл модернизации образования - это:

- системные изменения в образовании с целью приведения его в соответствие с требованиями современной жизни;

- создание культуры и механизмов постоянного обновления образования, его целенаправленной ориентации на актуальные и перспективные потребности граждан страны и государства;

- совершенствование технологий педагогического образования и повышения квалификации;

- разработка и совершенствование современного профессионального педагогического стандарта и соответствующего стандарта профессионального образования;

- развитие конкурентной среды в сфере подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования, в том числе с использованием механизмов нормативного финансирования соответствующих образовательных услуг.

Игорь РЕМОРЕНКО, директор Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ:

Сделаем педвузы факультетами

Реально сейчас в разных регионах не более 30% тех специалистов, которые обучались на педагогических специальностях, идут на работу в школы. Еще через три года в школе остаются 5 процентов. Что происходит с остальными? Они или переходят на другую работу, или вообще меняют профиль деятельности. Те люди, которые окончили педагогические вузы, востребованы и в других сферах деятельности, они осуществляют ту гуманитарную миссию, вести которую их обучили в вузе. Новые педагогические стандарты образования помогут нам двинуться в сторону того, чтобы в педагогическом образовании называть все своими именами, то есть заниматься теми направлениями подготовки, которые ориентируют человека на сферу его деятельности. Опасность того, что какие-то вузы попытаются мимикрировать, то есть переписать новые программы на старый лад, остается. Поэтому мы подумаем, чтобы в рамках следующей пятилетки - в ФЦПРО до 2015 года - заложить механизмы, поддерживающие сетевые объединения вузов, контролирующие друг друга, шаг за шагом мы будем менять аккредитационные характеристики. Принципиально важным становится не только формальное исполнение стандартов, но и ориентация на потребителей - на школу, на те социальные институты, где предстоит работать педагогам. Нам предстоит поработать в связи с инициативой «Наша новая школа» над изменением структуры высшего педагогического образования, создав крупные педагогические центры, присоединив педагогические вузы в качестве факультетов к классическим университетам.

Игорь ЧЕСНОКОВ, председатель Комитета по образованию и высшей школе Архангельского областного собрания депутатов:

Не работаешь - плати

Чтобы наши педагогические вузы не работали зачастую вхолостую, выпуская специалистов, две трети из которых не спешат идти учить детей, нужна позиция государства. Мы как-то часто скромно забываем, что на подготовку специалистов в бюджетной сфере тратятся немалые государственные средства - средства налогоплательщиков. А что получает государство на выходе выпускника из стен вуза? Статистика по образованию хорошо известна: число молодых специалистов со стажем до 5 лет доходит всего лишь до 12 процентов. Вернуться к старой методике распределения выпускников вузов нельзя, но выход из ситуации нужно искать. Поэтому предлагаю рассмотреть возможность включения в проект нового федерального закона «Об образовании в РФ» нормы, согласно которой выпускник педагогического вуза будет обязан вернуть потраченные государством на его обучение средства, а в случае отказа отработать в течение, например, 2-3 лет по специальности. Естественно, при выполнении определенных условий со стороны региона или муниципалитета (обеспечение учебной нагрузки, выплата подъемных, предоставление жилья и так далее). Насколько мне известно, такая мера оправдывает себя в соседней Белоруссии.

ПРОТИВ

Олег СМОЛИН, заместитель председателя Комитета ГД РФ по образованию:

Отправим педагогов в загон?

Почему официальная образовательная политика России сосредоточена на реформе педагогического образования? Ответ простой: потому что реформа педагогического образования - самое дешевое, что можно себе позволить для улучшения качества школьного образования. Что касается превращения педвузов в факультеты классических университетов, то это плохо, это принесет вред. В университетах педагогическая подготовка будет меньше, это очевидно. Выпускники университетов еще хуже будут идти в школы, чем выпускники педвузов. Педагогические специальности в университетах будут на втором плане, если вообще не в загоне.

Людмила РЕДЬКО, ректор Ставропольского педагогического института:

Сугубо экономические подходы опасны

Профессиональное сообщество, широкая общественность не часто имеют возможность своевременно, до окончательного принятия документов, высказать свое мнение и тревогу по некоторым неоднозначно сформулированным положениям законодательных инициатив не только друг другу или Интернету, а и тем, кто эти проекты превращает в законы и может разрешить сомнения или противоречия. Работникам нашей сферы давно стало понятно, что потребность в обновлении законодательства объективна, что источники решения амбициозной задачи формирования в стране человеческого капитала с новым интеллектуальным ресурсом, который может обеспечить государству гораздо более высокий уровень геополитического и социально-экономического развития и национальной безопасности, надо искать в школе. Василий Розанов не зря учил, что любые реформы возможны только через учителя. Осознание этой простой истины, видимо, и позволило впервые в России объявить Год учителя, призванный изменить отношение государства к школе и педагогу. Казалось бы, это должно отразиться в предлагаемых изменениях законодательства, ведь по большому счету они касаются судьбы любого учреждения - от детского сада до огромного университета, жизни каждого россиянина, имеющего детей. Этого факта достаточно, чтобы в обновленном законодательстве были исключены риски создания вместо старых нерешенных проблем новых, когда закон из инструмента достижения ранее объявленных целей, сформулированных в основополагающих документах, превращается в самоцель, обособленную от реалий и поэтому недоступную для исполнения. Мы должны извлечь уроки из практики принятия закона №122, законов об АУ и ЕГЭ, о введении бакалавриата, административных правонарушениях руководителей образования и других, несовершенство которых проявилось еще до утверждения и дает о себе знать постоянно, требуя доработки.

Инициатива «Наша новая школа» ставит перед системой образования масштабные задачи, но на фоне активного, но слабо мотивированного процесса реструктуризации сети педагогических вузов вообще непонятно, на кого же будут возложены неподъемные задачи воспитания детей в процессе внеаудиторной работы, организации свободного времени и летнего отдыха. Большую озабоченность в педагогическом сообществе вызывает предложение объединить педвузы с классическими, гуманитарными и даже техническими вузами, так как в результате таких слияний в педагогических учебных заведениях неизбежно разрушается уникальная образовательная среда, сложившаяся за более чем сто лет. Основа такой среды - особая философия организации подготовки профессиональных педагогов. Не случайно предыдущие попытки чем-то заменить систему специализированных педагогических институтов ни разу не дали желаемого результата и приводили к дополнительным затратам на восстановление утраченного.

Российская ассоциация педагогических вузов и их коллективы всерьез озабочены очередной, уже четвертой в истории государства российского, попыткой фактически диверсифицировать эти учреждения как особую специфическую отраслевую систему подготовки профессиональных кадров и обеспечить их функции и заодно экономию бюджета за счет массового привлечения в школы специалистов с высшим непедагогическим образованием (военных, управленцев, инженеров), которые «легко заменят профессиональных учителей». Предполагается, «что они будут на основе своего опыта уже в процессе педагогической деятельности постепенно осваивать азы педагогического труда, учиться слышать и понимать детей, учиться адекватно выбирать приемы и методы педагогической работы». Даже если оставить без внимания этическую сторону вопроса, не позволяющую взрослым учиться педмастерству на детях, которым от этого некуда деться, этот подход просто некорректен, а в условиях, когда в среднем по России более 50 процентов учительских кадров и так уже пенсионного и предпенсионного возраста, такие решения еще и более чем недальновидны. Анализ убеждает, что хотя законодательство никогда не запрещало работать в школе неспециалистам, их число ни разу за последние 20 лет не составляло более 1 процента. Даже в самый разгар безработицы они предпочитают школе биржу труда. Кроме мегаполисов, где зарплаты в школах выше, чем в других территориях, такие учителя не задерживаются нигде. Педагоги знают, что даже блестящее знание теории предмета и насыщенность информацией еще не делают человека учителем и сугубо экономические подходы в этом случае опасны.

Наш вуз около 15 лет назад тоже был создан, после того как ситуация с педкадрами в крае стала очень острой из-за реорганизации педагогического университета в классический. Сегодня более 74 процентов работников ДОУ и коррекционных учреждений Ставрополья - наши выпускники, их трудоустройство в систему образования и культуры составляет от 62 до 80 процентов. Поэтому ставка на замену профессионалов неспециалистами как аргумент необходимости слияния педвузов не выдерживает проверки практикой. Решения, предлагаемые нашему сообществу в Год учителя, скорее, создают иллюзию решения проблем. Кочующая из доклада в доклад лукавая статистика, согласно которой выпускники педвузов даже при 80-процентном первоначальном трудоустройстве уже через год покидают школы, умалчивает о том, что при всех доплатах и тройных нагрузках молодому специалисту жить без родителей и содержать семью невозможно. Приемлемая средняя российская зарплата учителя только подливает масла в огонь, ведь она включает в себя данные и по Москве, и по Санкт-Петербургу, и по некоторым крупным городам, где проблема кадров для школы давно успешно решена самым простым, всем известным, но недоступным для провинции финансовым способом - повышением зарплаты.

Алексей АКСЕНОВ, заслуженный учитель РФ, директор Киреевской школы-интерната, Тульская область:

Кто придет в интернаты?

Работа в школах-интернатах, детских домах предъявляет к педагогам особые требования, тут нужны высококлассные специалисты, но пока практически ни одно высшее учебное заведение не готовит специалистов для работы с такими детьми. Между тем эффективно выполнять обязанности воспитателя, успешно решать задачи социализации социальных сирот могут лишь специалисты, имеющие особую специальную подготовку. Основной базой по подготовке специалистов для наших учреждений должны стать исключительно педагогические вузы, тем более что стандарты третьего поколения предоставляют им возможность в вариативной части расширять и углублять знания, умения, навыки и компетенции, психолого-педагогические и физиологические современные исследования.

Особое мнение

Виктор МАТРОСОВ, ректор МПГУ:

- Я считаю, что целесообразно рассмотреть вопрос о формировании на основе базовых педагогических университетов в федеральных округах комплексов непрерывного педагогического образования. При этом могут быть предусмотрены разные организационно-правовые формы включения в состав таких комплексов педагогических академий, институтов, их филиалов, колледжей, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. Такие примеры уже есть, так, Башкирский педуниверситет имени М.Акмуллы объединил в педагогический университетский комплекс все педагогические академии и колледжи республики. С 1991 года работает педагогический комплекс на базе Волгоградского государственного педагогического университета.

Владимир КОЗЫРЕВ, первый проректор РГПУ:

- Подготовка современных педагогов, способных реализовать инициативу «Наша новая школа», ставит перед педагогическим образованием новые задачи, требующие объединения всех, кто занимается подготовкой педкадров. Тут могли бы быть успешно реализованы современные сетевые технологии, может быть, даже создание вуза нового типа - сетевого педагогического университета или иного сетевого консорциума вузов, ведущих подготовку педкадров. В рамках такого объединения можно было бы решать задачи консолидации ресурсов, которыми располагает система педагогического образования, а также специализации региональных педагогических и других вузов, ведущих подготовку педкадров, обеспечивая прямой доступ к новым технологиям, образовательным ресурсам и программам.