Но телевидение иногда, само того не желая, дает любопытную пищу для размышлений. Как-то прошел трехминутный сюжет о хорошей средней школе. В торопливом комментарии ее назвали не то лучшей, не то одной из лучших школ страны. Прозвучали цифры: средняя учительская зарплата в школе 13 тысяч рублей, а лучшие учителя получают до 25-30 тысяч. Что же получается? Чтобы средняя зарплата была 13 тысяч, на одного «25-тысячника» должно приходиться двое, получающих по 7 тысяч, или трое - по 9 тысяч. В крайнем случае десять человек, чья зарплата около 12 тысяч, - тоже негусто... А ведь учитель содержит свою семью не на среднюю по учреждению зарплату, а на свою, личную. А можно ли достойно жить на 12 тысяч? Летом поехать на отдых или купить мебель, технику. О машине и мечтать не приходится.

Лукавая средняя цифра, к которой любят прибегать чиновники всех уровней, позволяет рассмотреть именно то, что пытаются скрыть - позорно низкий уровень жизни большинства российских учителей. Добавьте к этому непреходящую горечь по поводу патологически неестественного соотношения мужчин и женщин в педагогике.

Нет, мужчины не позабыли о высоком предназначении учительской профессии, просто рынок расставил все по местам (как и обещали нам в 90-х годах реформаторы). Для мужчин, кормильцев и добытчиков, путь в школу заказан.

Пока не найден эффективный механизм возвращения в школы учителей-мужчин, никакие концепции, проекты, стандарты, новации не приведут к кардинальным улучшениям в системе образования.

Уголовная «иркутская история» с избиением учительницы физкультуры имеет те же корни: низкий уровень жизни учительства и отсутствие в школе мужчин. (Наверное, кто-то уже позлорадствовал: вот, насмотрелись сериала «Школа» - и нате вам! Но еще древние говорили: «После» не значит «вследствие».) 73-летняя учительница физкультуры - это не фантасмагория Кафки, и не светлое будущее Ивана Ефремова, это наше сегодня! Работать ей надо, потому что на эту (вставляем нужное прилагательное) пенсию прожить невозможно. При молодом, спортивном, крепком учителе-мужчине ничего подобного не случилось бы, и не потому, что он гораздо сильнее, а потому, что он мог бы стать для ребят образцом мужества и дисциплины. Таким в свое время был для мальчишек 203-й ленинградской школы наш учитель Константин Дмитриевич Смирнов. У него на кистях рук не хватало нескольких пальцев (воевал сапером). Но эти сильные и добрые руки надежно страховали нас и на всех гимнастических снарядах, и при обработке головокружительных прыжков и кульбитов.

Особенностью Смирнова было то, что он ставил пятерки не только корифеям-разрядникам, но и очкарикам-отличникам, если они в меру сил старались выполнять задания. Прогулять урок физкультуры тогда никому и в голову не приходило.

Михаил КИСЛОВ, учитель лицея №3, Гатчина, Ленинградская область