Орловский университет принимал целую армию гостей. Ведь на олимпиаду едут не только школьники - в этом году 186 детей, но и сопровождающие - в этом году 75 учителей. А еще 25 человек жюри, наполовину оно состоит из педагогов ведущих вузов Москвы, Петербурга, Воронежа, Вологды, Нижнего Новгорода, наполовину - из профессуры местных высших учебных заведений. Есть в судейской коллегии и методисты института повышения квалификации, и практикующие преподаватели школ. Всех надо принять, обогреть, накормить. По традиции (а Орел уже в третий раз принимает Всероссийскую олимпиаду по русскому языку) живут дорогие гости в лагере оздоровительно-санаторного типа «Орловчанка».

С культурной программой университету, конечно, помогает местная администрация. Ведь музеи И.Тургенева, Н.Лескова, Л.Андреева должны выдержать огромный поток посетителей. И как не поехать в Спасское-Лутовиново, музей-усадьбу И.С.Тургенева? А еще все участники олимпиады и их учителя в обязательном порядке ходят на спектакли. На этот раз талантливые дети смотрели пьесу «Алкеста» дневнегреческого драматурга Эврипида в театре «Свободное пространство».

«Правильно, что обычно олимпиады по русскому языку и литературе проводятся в том литературном месте, которое памятно для всей страны», - уверена проректор по научной работе Орловского государственного университета Елена Пузанкова.

Не стоит удивляться, что Орловский университет тщательно заботится о культурном отдыхе участников олимпиады. Ведь школьники, которые доходят до всероссийского уровня, не только знатоки правил по предмету, это дети, живущие в особом культурном пространстве. Лидия Рыбченкова, заведующая редакцией русского языка издательства «Просвещение», 15 лет назад начинавшая эту олимпиаду, говорит об участниках с чувством искреннего уважения и любви: «Наши дети особенные. Они очень интеллигентные, восторженные, немножко даже сентиментальные. Мы когда составляем задания для туров, думаем: найдется тот, кто сделает все? Заведомо невыполнимых заданий нет, но многие требуют не столько знаний, сколько догадки, чутья. И оказывается, что на некоторые вопросы учителя ответить не могут, а дети отвечают, и блестяще!»

И сопредседатель жюри олимпиады, занимающий этот пост уже пять лет, зав. кафедрой русского языка и стилистики Литературного института им. А.М.Горького, доктор филологических наук, профессор Александр Камчатнов считает выявление талантливых детей главной задачей этого состязания. Важно, убежден Александр Михайлович, что «она это делает на пространстве всей России. Победителем может стать ребенок из любого городка, любого села».

«Для меня идеология олимпиады, - рассказывает Александр Камчатнов, - видеть в языке культурно-историческое орудие духовной культуры. Поэтому наши задания ориентированы на связь языка и культуры. Одна группа заданий направлена на то, чтобы ребенок знал язык как выражение духовной культуры своего собственного народа. А вторая часть требует смекалки, интуиции, чувства языка. Нужно, чтобы школьник догадался, какой правильный ответ, закричал «Эврика!», условно говоря».

Если пройтись по аудиториям университета, то можно увидеть, какие сосредоточенные, какие серьезные лица у ребят перед началом испытаний. Они в предвкушении. «Нет, не страшно, - говорит уже после первого тура Екатерина Лукина, одиннадцатиклассница гимназии №14 города Глазова Республики Удмуртия. - Мы же знаем, зачем мы сюда пришли. Какое было самое легкое задание? Анаграммы, они меня повеселили. Самое сложное - диалекты, это вопрос, который еще не до конца освещен». Катя уверена: чтобы ответить на задания, нужны не столько знания, знать все нереально, сколько языковая интуиция, логика, а главное - любовь к языку.

С Екатериной согласна глава делегации Республики Татарстан, учитель лицея №78 им. А.С.Пушкина города Набережные Челны Ирина Лерман: «Русский язык не только орфография и пунктуация. Это владение словом, это культура слова, это любовь к слову. Наверное, любовь еще важнее».

При этом любовь к предмету, конечно, не исключает долгих, изнурительных упражнений по подготовке к олимпиаде. Марафон длится год, без выходных и перерывов. Чтение книг, уроки, самостоятельные занятия, ежедневная практика. Главное, убеждена Ирина Викторовна Лерман, «увлекать ребенка за собой, убеждать, что не все продается в этом мире, есть нетленное. Я всегда детям говорю: я вас увожу от материального, от меркантильного. У вас, может быть, не будет машины, дачи, но у вас будет любимое дело, в которое можно нырнуть с головой, когда плохо, тяжело».

Да и мечты у ребят связаны не с машинами и дачами, а с поступлением на вожделенный факультет, чаще всего филологический в Московском университете. Впрочем, есть и исключения.

Павел Аликин, десятиклассник физико-математической гимназии №17 города Перми, собирается поступать на исторический факультет, но «захватила» его олимпиада по русскому, не отпускает с прошлого года, когда он приехал в первый раз и стал призером. Он формулирует задачу олимпиады четко, все-таки учится в физико-математической школе: «Она нужна, чтобы находить среди хороших, успевающих школьников самых лучших».

Лучших определить всегда нелегко. Особенно когда много талантливых ребят. В этом году выбрали всю льготу, в победителях оказалось аж 16 школьников, вот их имена: Наталья Галахова (Московская область), Анна Халонина (Санкт-Петербург), Айгуль Закирова (Республика Марий Эл), Марк Мальцев (Томская область), Ксения Тимофеева (Архангельская область), Алексей Козлов (Московская область), Екатерина Тихонова (Кострома), Марина Ермолаева (Москва), Марина Мовчан (Новосибирск), Филипп Шушурин (Москва), Ксения Кузнецова (Санкт-Петербург), Евгения Сечина (Москва), Мария Титова (Московская область), Татьяна Клишина (Московская область), Андрей Никулин (Москва), Дмитрий Коковцев (Санкт-Петербург).

Пусть сбудутся их мечты, в первую очередь филологические...