Комментарий «УГ»

Владимир ИВАНОВ, руководитель Департамента образования Новосибирской области:

- В Новосибирской области - 35 муниципалитетов, включая Новосибирск, и 30 сельских районов, в их числе Татарский. Сегодня он стал одним из лидеров в системе образования области. В этом районе наряду с традиционными подходами педагоги ориентированы на инновации, на то новое, что происходит как в регионе, так и у соседей, и в целом по России. Здесь работают взвешенно, творчески, опираясь на инициативу руководителей и педагогических коллективов образовательных учреждений. Поэтому многое получается.

В первую очередь можно отметить формирование образовательных округов вокруг базовых школ. В Татарском районе, в одном из первых, организовали сетевое взаимодействие между базовыми школами и школами, входящими в образовательный округ. Грамотно проводится информатизация образования. Упор делается не столько на приобретение новой техники, сколько на овладение ИКТ-технологиями всеми учителями района. Хорошо организована работа межшкольного информационно-методического центра.

В районе решается проблема сохранения здоровья детей. Каждая школа имеет свои небольшие подсобные участки. Поставки продуктов осуществляются централизованно, в том числе и из крестьянских хозяйств, что позволяет обеспечить качественными и в то же время недорогими продуктами школьные столовые, а это немаловажно. Район одним из первых в области ввел паспорт здоровья школьника. Продуманно организован каникулярный отдых, включая культурные и спортивные мероприятия. Все вместе это влияет на формирование здорового образа жизни школьника.

Самое главное, с моей точки зрения, то, что в Татарском районе проблемы образовательной системы являются приоритетными. Об этом свидетельствует не только доля финансирования образования в бюджете, но и понимание того, что экономика района может развиваться, когда одновременно решаются вопросы образования и социальные проблемы.

- Образование в нашем районе - область приоритетная. В прошлом году дан старт программе развития и реструктуризации образовательной сети на 2010-2013 годы. Все учебные заведения разработали свои программы развития, которые приняты трудовыми коллективами, советами учреждений и сессиями депутатов муниципальных образований. Основная идея муниципальной программы - обеспечение населения равными возможностями получения качественного образования и социальная защищенность всех участников образовательного процесса в условиях неблагоприятных демографических тенденций и социального расслоения общества.

- Удивительно, что, несмотря на негативные тенденции, даже новоселье справили...

- Да, появился детский сад на 114 мест. Вообще за последние три года открыты 3 новых садика, 8 дополнительных групп при детских садах и 11 дошкольных групп при средних школах. Это позволило сократить очереди и обеспечить всех наших малышей дошкольным образованием на 100 процентов. Теперь решаем задачу расширения образовательных услуг для дошкольников - организуем в детских садах изучение иностранного языка и компьютерных технологий, реализуются экологические и физкультурно-оздоровительные программы, социально-речевое воспитание и занятия по хореографии. В результате в 2009 году три наших детских сада стали победителями регионального конкурса «Лучшее дошкольное образовательное учреждение Новосибирской области», а шесть - призерами областного конкурса по экологическому воспитанию.

- Логен Сергеевич, как в районе решается проблема сельских школ? У вас ведь их большинство?

- 70 процентов. В них учатся около половины школьников района и работают 64 процента педагогов. В 10 базовых школах дается не только качественное общее образование, но и профессиональное по программам «Тракторист», «Швея», «Оператор ЭВМ», к тому же работают объединения дополнительного образования. В нескольких школах организовано профильное обучение по информационно-технологическому, социально-гуманитарному, физико-математическому, биолого-географическому, агротехнологическому и филологическому направлениям. При поддержке районного информационно-методического центра в семи школьных округах организовано психолого-педагогическое и методическое сопровождение образовательной деятельности.

Сделать образование доступным и качественным позволяет сетевое взаимодействие учебных заведений. В этом году работают семь сетей, в которых задействованы школы, учреждения дополнительного и профессионального образования. 31 процент старшеклассников обучаются по сетевым учебным планам с правом выбора индивидуальной образовательной траектории, а 22 - по индивидуальным учебным планам.

- Каковы результаты сетевого взаимодействия?

- Мониторинг предметной обученности школьников и социологические опросы показали, что уровень успешности по сравнению с началом учебного года повысился на 20 процентов. Произошло повышение мотивации дальнейшего обучения на 45 процентов. Удовлетворены образовательным процессом 89 процентов школьников, определились с выбором будущей профессии 70 процентов. Довольны организацией образовательного процесса в базовой школе 92 процента родителей, уровнем подготовки в ней - 98 процентов.

Сетевая модель способствует также повышению уровня самообразования и профессионального мастерства учителей. Кстати, по данным опроса, 98 процентов педагогов удовлетворены своей работой.

- А как вы решаете проблему профессиональной подготовки педагогов?

- Ежегодно проводится плановая курсовая подготовка на базе Института повышения квалификации и переподготовки, Новосибирского государственного педагогического университета и областного Центра информационных технологий. Кроме того, организуются индивидуальные тематические курсы по инновационным методикам и технологиям. Районный информационно-методический центр проводит курсовую подготовку учителей по инновационным и информационным технологиям. Привлекаем молодых: за три года к нам пришли работать 58 выпускников педвузов и училищ. У нас реализуется программа поддержки молодых специалистов: выплачивается материальная помощь, в течение нескольких лет - стимулирующие выплаты к окладу, решается и жилищный вопрос.

- Логен Сергеевич, в чем секрет успешной работы системы образования вашего района?

- Разумеется, мы немногое сумели бы без федеральной, областной и муниципальной поддержки. Становление образовательной политики в районе возможно лишь при четком взаимодействии всех структур и общественности. Школа всегда была центром общественной жизни, и мы продолжаем эти традиции. Традиционными стали районные общественные и родительские собрания по семейному воспитанию, проводимые родительской ассоциацией. С 2009 года функционирует социокультурный центр «Кулундинский» на базе средней школы №2, с января этого года открыт аналогичный на базе третьей школы. В них не только учат, но и приобщают детей к культуре и спорту, организуют досуг жителей микрорайона всех возрастов. В общем, нам есть о чем рассказать коллегам из других регионов. Именно поэтому мы приняли участие в Международной выставке УЧСИБ, областном съезде учителей, Изборской Всероссийской конференции, Алтайской региональной конференции и Всероссийской конференции по профильному обучению.

Татарск, Новосибирская область