Тайна детской души для Аллы Баркан не метафора, а практическая реальность в лице девчушки или мальчугана на пороге ее кабинета, куда их привели отчаявшиеся родители. Девочка перестала разговаривать в школе, упорно отмалчивается, хотя дома и с друзьями болтает без умолку. Мальчик перекрасил волосы и велел обращаться к нему по другому имени, не откликаясь на собственное. Юный виртуоз вдруг забросил любимую скрипку... и каждый раз эта тайна представляет для автора захватывающую шараду, которую она на наших глазах отгадывает шаг за шагом с азартом детектива-исследователя и пронзительной интуицией чуткого сердца. В результате все эти истории в книге «Рядовые семейных войн...» разворачиваются в панораму подспудных семейных драм, скрытых или не осознанных родителями, и если в начале знакомства взрослые в основном винят в возникшей проблеме самого ребенка, то в итоге каждый рассказ заканчивается главкой «Покаяние родителей» - своеобразным катарсисом, после которого отношения в семье гармонизируются. Метод действует столь благотворно и безошибочно, что порой сомневаешься, уж не вымысел ли автора вся эта драматургия? Но вот документальные свидетельства - бесхитросные детские рисунки, иллюстрирующие каждую историю, в анализе и сравнении которых автор, напряженно размышляя, и отыскивает код, дающий возможность расшифровать истинное послание ребенка, SOS его души о мучительной проблеме.

И после главы «Невыдуманные истории» следует практический тренинг для родителей в главе «Ваш ребенок и ваша семья», где автор как раз и делится с читателями умением считывать эти зашифрованные послания в рисунках детей («Распознавание по рисункам семейных и социальных проблем ребенка»), а также приводит опросники и шкалы для определения внутрисемейных отношений, привязанностей ребенка к членам семьи, соперничества между детьми, степени отверженности... Словом, всех тех нитей, из которых и плетутся клубки мучительных противоречий, распутать которые самому ребенку не под силу.

Но не менее важен сам эмоциональный, энергетический посыл книги, страстная проповедь в защиту детства: «Доверие детей к миру порождает восхищение жизнью, восхищение нами... Души их миротворцы. И чтоб был мир в семье, они «борются» каждый по-своему, заслоняя собой амбразуры для «стрельбы» в своих собственных семьях, лишь бы только семью сохранить... с мамой, папой, со всеми родными, даже если не очень желанным был ты в этой семье.

...Ваш ребенок готов к жертвоприношениям. И идет на них почти всегда. Но вам, увы, это невдомек. Вы не знаете кода поступков ребенка, видя только лишь черное или же белое, превращая легко это белое в черное, когда вам непонятны мотивы поступка».

Большинство историй в книге как раз об этом: та или иная «странность» ребенка первопричиной имела разлад в семье (явный или тайный) и желание ребенка по-своему, по-детски, «неадекватно» этот разлад ликвидировать, склеить за свой счет.

Сплав бесстрашно обнаженных чувств, неприкрытой сентиментальности и в то же время точности интеллектуального анализа - писательская «визитная карточка» Аллы Баркан. Бесстрашие души и бесстрашие разума, познания помогают ей и остаться собой, со всеми атрибутами своего детства и юности, и в то же время понять современных «инопланетян» - детей электронной эры, понять и разделить их пристрастия, чтобы дать взрослым, родителям и педагогам, ориентиры для взаимодействия с «пришельцами».

Да, ребенок реален, находясь с вами рядом. Он-то рядом, но мысли его в виртуальном пространстве. Разве можно узнать, с кем общается он? Те ли люди, за которых они сами себя выдают? Сколько взрослых себя выставляют детьми... Сколько ваших детей флиртуют, как взрослые...

Автор и как психолог, и как врач диагностирует опасности «расчеловечивания», виртуализации реальности для растущего человека, да и просто прямой вред для его физического здоровья от плееров, мобильников... Но делает это мягко, с юмором, не забывая просвещать самих взрослых читателей в тонкостях и нюансах увлечений сегодняшних ребят, заботливо снабжая каждую главу рекомендациями, как желательно и как нежелательно строить отношения с ребенком, страдающим той или иной новомодной зависимостью. При этом нацеливая взрослых и на многое позитивное, что несут с собой иные непонятные, экзотические увлечения - например, субкультура эмо или паркур.

Это первое на моей памяти столь широкое систематизированное исследование детей новой, электронной эры. Причем не только в динамике научно-технического прогресса, но и в более глубинной, социальной динамике. Впервые под одной обложкой собраны проблемные очерки об элитных детях - VIP-детях, детях из семей новых русских - и, напротив, о самоощущении «старорусских» детей.

Словом, научно-художественное исследование Аллой Баркан проблем современного детства стало и своеобразным портретом сегодняшнего общества, отпечатавшегося столь неожиданно для взрослых в судьбах «странных» новых детей.