Старославянский язык имеет другое технологическое определение - церковнославянский, мы можем услышать его, придя на богослужение в церковь. Мало того, мы пользуемся элементами старославянского языка в нашей ежедневной речи. Например, используя полногласные и неполногласные сочетания, можно проверять написание слов и понимание их смысла (полногласные сочетания: ра, ре, ла, неполногласные сочетания: ра соответствует ор, ла соответствует ол). Слово «небрежный» можно проверить словом «бережливый», «здравствовать» - «здоровье», «млекопитающее» - «молоко», эти пары - однокоренные слова.

Еще один интересный момент - написание жи-ши и ча-ща. Это тоже идет из глубин нашего языка, так как в древнерусском языке согласные звуки ж, ш, ч, щ были мягкими, а буквы е, ё, ю, я и мягкий знак после шипящих обозначали их мягкость. Со временем ж-ш отвердели, а мягкость сохранили лишь ч-щ. Таким образом возникли различия в написаниях.

Как объяснить, что некоторые существительные имеют форму единственного числа, хотя обозначают множество предметов, например, листва или учительство? Бывает и наоборот, когда существительные, имеющие форму множественного числа, обозначают один предмет - очки, брюки, сани, ворота. Мы снова обращаемся к старославянскому языку и выясняем, что слова «листва» и «учительство» были бы собирательными именами существительными, а «очки», «брюки», «ворота» были бы существительными двойственного числа.

Мы часто пользуемся словами «да» и «нет». Отрицательная частица «нет» возникла из отрицательной формы старославянского глагола не есть. То же и со словообразовательными морфемами, суффиксами тель и тельн - признаками старославянизмов (предатель, хранитель, восхитительно, мучительно).

Огромный пласт православной культуры отражен во фразеологизмах нашего языка, и многие пришли к нам из библейских легенд или из преданий, например, «вавилонское столпотворение», «глас вопиющего в пустыне», «внести свою лепту», «всемирный потоп», «талант в землю зарыть» и так далее. Детям необходимо объяснять их значение.

Ирина ГОРШКОВА, учитель русского языка и литературы лицея №1, Воронеж