Досье «УГ»

Победители Всероссийской олимпиады школьников по истории

1. Александра Ведерникова, Москва.

2. Павел Аликин, Пермский край.

3. Дмитрий Мещеряков, Ленинградская область.

4. Анна Прилуцкая, Москва.

5. Николай Якимов, Москва.

6. Андрей Шашков, Москва.

7. Александр Алябухов, Самарская область.

8. Анастасия Кабанова, Вологодская область.

9. Андрей Гречко, Москва.

10. Владимир Розов, Ленинградская область.

11. Виктория Плецельман, Москва.

12. Елена Кокко, Псковская область.

13. Диана Мамедова, Волгоградская область.

14. Василий Зырянов, Ивановская область.

15. Сергей Панкрашин, Белгородская область.

16. Тимур Тажиров, Республика Татарстан.

Комментарий «УГ»

Мнение эксперта

Анна ТАЛЫЗИНА, ответственный секретарь предметно-методической комиссии по подготовке олимпиады, ответственный секретарь жюри, доцент исторического факультета МГУ:

- В этом году участники олимпиады оказались довольно хорошо подготовлены, лучше, чем, скажем, в прошлые годы. Почти 200 баллов набрали более 50% ребят, хотя для победы могло хватить и 193. Не было детей, которые совсем не справились с заданиями. Очень порадовала подготовка их к устному туру. Подавляющее большинство продемонстрировало хороший уровень знаний и аналитические способности. Они говорили на хорошем литературном языке, логично выстраивая свой ответ.

Второй тур - творческий. Всем предстояло написать большие по объему тексты - историческое эссе и исторический проект. И здесь ребята показали хороший уровень грамотности письменной речи. Многие участники олимпиады знают историю лучше, чем те, кто поступает на исторические факультеты вузов.

Было также выявлено, что учителя на местах недостаточно внимания уделяют работе с картами. Задание что-то отыскать на карте многих просто отпугнуло. Были некоторые трудности и с выполнением заданий по истории культуры. Это весьма заметные пробелы.

Не все узнали хорошо известные картины - Левитана, Брюллова, Куинджи, хотя рядом были стихи-подсказки. Думается, что детей чаще следует водить в музеи, на выставки, лучше знакомить их с произведениями культуры.

Особенно хорошо подготовленными оказались те группы детей, которые ездят на наши олимпиады начиная с 7-го класса. Из года в год они отвечают все лучше и лучше. Мое пожелание учителям: как можно раньше начинать готовить своих учеников к олимпиадам.

В этом году было предложено пятнадцать тем для исторического эссе. Наибольший интерес вызвала тема «Наименование русского государства империей, а Петра I - императором Всероссийским отразило глубокие изменения во внутреннем и международном положении страны. Государство, участие которого в международных делах ограничивалось отношениями с соседними странами Восточной и Юго-Восточной Европы, теперь вошло в круг европейских держав».

Две темы были посвящены Великой Отечественной войне. Ребята были готовы к этому, и многие выбрали их. Одна - «Победа в Великой Отечественной войне была достигнута не столько благодаря Сталину, сколько вопреки ему, несмотря на его тяжелые ошибки и преступления, так дорого обошедшиеся нашему народу».

Вторая - «Начиная войну, Гитлер исходил из того, что Советское многонациональное государство распадется на враждующие национальные группы, однако этот расчет не оправдался».

Уже стало традиционным: лучше других оказались подготовлены ребята из Москвы и Московской области, из Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Татарстана.

В день приезда ребята возложили цветы к Вечному огню и памятнику знаменитому смолянину - Герою Советского Союза Михаилу Егорову, водрузившему знамя над Рейхстагом. Были экскурсии по городу. Это тоже прикосновение к истории.

Торжественное открытие олимпиады состоялось в Смоленском государственном университете. Юных историков приветствовали заместитель руководителя Федерального агентства по образованию Евгений Бутко и заместитель губернатора Смоленской области Ольга Окунева. Евгений Яковлевич назвал ребят будущей элитой страны и сообщил, что победители будут включены в число 350 лучших учеников России, которые получат премии президента и льготы на поступление в выбранный ими вуз.

Уровень подготовки олимпийцев оценивало жюри из 25 именитых историков России. Среди них: сопредседатель жюри, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, декан исторического факультета МГУ Сергей Карпов; доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории Смоленского университета Олег Козлов; профессора МГУ Александр Орлов, Николай Борисов; краевед, исследователь, автор научных работ по истории культуры, доцент кафедры истории Смоленского госуниверситета Антонина Смирнова.

Общаться с ними для участников олимпиады было чрезвычайно интересно и полезно. Ушло волнение. И сами испытания стали для них чем-то важным и значительным.

Каков общий портрет участников олимпиады? Это уверенные в себе мальчики и девочки, потому что там, у себя, они уже признаны лучшими. Они любят и хорошо знают историю страны и родного края не по учебникам, а по историческим источникам и сочинениям историков. Их устная речь отличается большим словарным запасом. Они говорят об истории как о науке, которая дает обширные знания, воспитывает гражданина своей страны. Она для них наставница жизни.

Среди нескольких десятков участников мой взгляд почему-то остановился на высоком широкоплечем юноше с умными серьезными глазами. Отчего-то я его приняла за учителя. Оказалось, что это ученик 11-го класса 46-й школы Санкт-Петербурга Максим Абу-Траба. Многосторонне одаренный, круглый отличник, победитель олимпиад по разным предметам, так его охарактеризовала учительница Марина Бровкина. История, считает Максим, формирует гражданственность, а это неотъемлемое качество каждого человека.

Наталья Бартеньева из Ростова-на-Дону уверена, что история способствует творческому и умственному развитию человека. После окончания школы она будет поступать на исторический или юридический факультет.

Команда из Волгограда - одна из наиболее многочисленных - всего одиннадцать старшеклассников. Они уверены, что надо начинать изучать историю с родного края. Если человек не знает ее, значит, он не знает своего прошлого, а также и будущего. История, как сказал Денис Иванов, важна для воспитания гражданина своей страны. По мнению Степана Ляхова, история - это наука для настоящих патриотов. «Она учит жить вместе с Родиной, вместе с народом, с верой. Уважать другие народы, большие и малые. Учиться на ошибках предков, чтобы не повторять их. Знание истории поможет человечеству жить в мире и согласии».

Состязания юных историков продолжались три дня. В первый ребята отвечали на вопросы тестов. Здесь нужно было показать широту знаний по истории, свою начитанность. Вопросы сложные, гораздо сложнее, чем в ЕГЭ, потому что их составляли для избранных. Второй день - творческий. Нужно было проанализировать два исторических документа, дополнить их сведениями из литературы и других источников. А потом писали эссе. Среди них: географическое положение Смоленска - ключ к истории России, политические успехи народов, вошедших в Древнерусское государство, и другие. В третий день - устные испытания.

В конце третьего дня названы победители. Их шестнадцать. Дипломы вручали Сергей Карпов и Олег Козлов.

Будущие депутаты, политики, политологи, авторы учебников по истории достойно прошли все этапы олимпиады.

Смоленск