Комментарий «УГ»

Ольга ОЗЕРОВА, заместитель министра образования Оренбургской области:

- Я уверена, что взаимодействие образовательных структур и общественности, в том числе родительской, может быть эффективным и принесет много пользы общему делу. Наше министерство заключило договор о сотрудничестве с общественной организацией «Родители Оренбуржья», и многие проекты мы готовим и реализуем совместно. Создано 1383 родительских объединения в школах и детских садах, а также 987 родительских комитетов в учреждениях дополнительного образования. Но цифры не всегда отражают истинную картину. Конечно, все мы знаем, что в некоторых учебных заведениях родительские комитеты и попечительские советы существуют формально, в лучшем случае для того, чтобы собирать деньги на те или иные нужды школы или детского сада. Но есть немало примеров реально действующих советов или комитетов, не важно, как они называются, с реальными полномочиями и определенной сферой ответственности. И там, где взаимодействие налажено, где педагогический коллектив и родители стали соратниками, мы видим хорошие результаты. Ведь заинтересованность всех участников процесса образования и воспитания способна творить чудеса. И когда общество поймет, что оно заинтересовано в успехе этого процесса не меньше, чем государственные образовательные структуры, формализма и бумаготворчества, на которые сегодня все жалуются, в школе не будет.

В идеале нужно стремиться к равной степени ответственности. Пока общество к этому не пришло, но тенденции налицо. Мы опрашивали родителей целого ряда образовательных учреждений нашей области: 49 процентов считают, что представители родительских комитетов должны участвовать в жизни школы, в том числе в разборе конфликтов. Родители не хотят быть в стороне, они сами выступают с инициативами, и это мы приветствуем. В этом году кафедра педагогики Оренбургского педагогического университета разработала по нашей просьбе курс лекций родительского всеобуча для родителей школьников младшего звена, средней школы и старшеклассников. Мы организовали его для того, чтобы сформировать культуру взаимодействия семьи и школы. Родители должны знать свои права - в образовании они не посторонние. Нужно больше использовать родительские ресурсы: их профессиональные знания, опыт, желание работать с детьми. Родителей-врачей можно привлечь к участию в программе здоровьесбережения школьников, творчески активных родителей - к дополнительному образованию: клубы по интересам, кружки, спортивные секции. А взаимодействие школ с ветеранскими организациями, с ассоциациями выпускников образовательных учреждений! Это можно только приветствовать.

- Сегодня в Гае около 40 тысяч человек, работают 7 средних школ, 1 гимназия, вечерняя и специальная школы. Если сравнить сегодняшнее число школьников с уровнем десятилетней давности, то налицо определенная динамика: с 6613 учеников в 2000 году до 4081 в нынешнем учебном году. Средняя наполняемость классов - 24 человека. В муниципальной системе образования работают 685 педагогов. По столичным меркам это, наверное, немного. Но для нас, управленцев, гораздо большее значение имеет не количество, а качество работы педагогов и соответственно уровень образования. Мы стремимся к конкурентоспособности выпускников наших школ не только по сравнению с выпускниками оренбургских, но и столичных образовательных учреждений. Поэтому мы создаем все условия для того, чтобы педагоги повышали свой профессиональный уровень и могли овладеть самыми современными методиками. В прошлом году все школы и детские сады прошли очередной этап лицензирования и аккредитации. Кстати, в состав экспертных комиссий вошли и представители общественности города.

- Юрий Николаевич, то есть, если я правильно поняла, вы за общественный контроль в сфере образования?

- А как же иначе, ведь именно общество, в том числе и родители, - основные потребители «школьной продукции». Неразумно было бы не прислушиваться к их мнению. В реализации воспитательных проектов родители играют большую роль. Они не только выступают как активные участники, но и управляют этим процессом, инициируют новые формы работы. С недавних пор мы начали проводить публичные отчеты образовательных учреждений перед родителями. Кроме того, в решении наиболее важных вопросов, связанных с образованием, обязательно участвует городской координационный совет родительской общественности, созданный 7 лет назад.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее о нем.

- Это выборный орган, обновляющий свой состав каждые 3 года. Все образовательные учреждения выдвигают своих кандидатов, они утверждаются решением городской родительской конференции. За период деятельности совета на его заседаниях обсуждались вопросы, связанные с правовым и патриотическим воспитанием, здоровьесбережением, формированием родительского фонда, организацией школьного питания, проведением ЕГЭ и выпускных вечеров.

- Какие еще вопросы входят в компетенцию совета?

- Большое внимание уделяется профилактике детской преступности. В расширенном заседании совета, посвященном правовому воспитанию и мерам ответственности взрослых за правонарушения подростков, участвовали представители правоохранительных органов и депутаты городского совета. В результате было принято обращение ко всем отцам о пресечении любого проявления жестокости и насилия в детской среде, которое было опубликовано в городской газете «Гайская новь». Совет родительской общественности обратился в городской совет депутатов с просьбой принять постановление об увеличении штрафов с владельцев баров, которые пускают в свои заведения подростков без взрослых. На заседании совета решили создать городской правозащитный комитет, который проводит беседы с детьми, склонными к асоциальным поступкам, и с их родителями. На правовых родительских лекториях поднимались вопросы предупреждения детского суицида и виртуальной агрессии. Со способами профилактики детской наркомании родителей ознакомили специалисты орского отдела наркоконтроля.

- Эти мероприятия проходят по инициативе совета родительской общественности или городского управления образования?

- Мы работаем вместе: семья и школа должны помогать друг другу. Вместе с отделом образования совет родительской общественности пропагандирует лучший опыт семейного воспитания. Детская видеостудия «220 вольт» подготовила более 25 сюжетов об успешных семьях. Все сюжеты были показаны местным телевидением. По инициативе совета развивается конкурсное движение: традиционными стали конкурсы «Мой отец», «Моя бабушка», конкурс семейных поделок, «Лучшая семья года». В школе №3 организована виртуальная школа для родителей, выпускается «Родительский вестник», работает клуб «Бабушки и внуки». К наиболее значимым событиям в плане укрепления авторитета семьи и популяризации семейных ценностей можно отнести выход книги «Все начинается с семьи», где помещены отрывки из сочинений на семейную тематику и детские рисунки.

Интересные, на мой взгляд, темы были выбраны для родительских конференций: «Воспитывая детей», «Взаимоотношения школы и семьи: опыт, проблемы», «Роль отцов в воспитании детей», «Глаза в глаза», «Итоги реализации программы развития школы личностного роста», «Социально-педагогические особенности социализации детей в современном обществе». Кстати, в Гае помимо 21 родительского совета работают 6 советов отцов и общественная родительская приемная. Родители становятся активными участниками жизни школы и организаторами дополнительного образования: почти во всех школах спортивные секции ведут родители и общественные тренеры. Направления работы секций различны: футбол, волейбол, борьба, шашки, спортивные игры, армспорт. Родители тренируют 19 футбольных дворовых команд. По их инициативе в нашем городе создана футбольная лига, регулярно проводятся футбольные матчи «Зимний футбол», «Кожаный мяч», межлагерные и дворовые футбольные матчи.

- Все это, безусловно, замечательно, но на каких условиях ведется работа? Составляется ли договор, оплачивается ли труд общественного тренера, или все строится исключительно на энтузиазме? И кроме того, как вы обходите формальности (лицензия, образование, медкнижка)?

- Вся работа ведется на общественных началах. Такие формальности, как наличие специального образования и медкнижки, не становятся препятствием, поскольку родители-активисты и тренеры-общественники имеют в основном высшее образование и проходят регулярный медицинский осмотр по основному месту работы. Еще раз повторю: одно из условий качественного воспитания - его общественный характер. Привлечение родителей к активному участию в воспитании детей придает педагогическим мероприятиям особый смысл, делает их привлекательными и более интересными для ребят. Например, при участии Совета ветеранов в городе была организована детско-молодежная общественная приемная, где школьники - лидеры и активисты - приобретают первый опыт социального служения. Вместе с взрослыми подростки обсуждают вопросы патриотического воспитания, формирования правового сознания и законопослушного поведения. Именно здесь был дан старт новой акции «Диалог поколений», появилась идея разработки в каждой школе модели психологического сопровождения трудных подростков.

В проект «Право и мы» включились городской и школьные клубы «Подросток и закон», привлекая педагогов-ветеранов в качестве наставников, да и просто интересных собеседников. Ветераны педагогического труда школы №4 - постоянные участники заседаний школьного клуба, они же стали общественными воспитателями проблемных подростков. А совет отцов в школе №8 взял шефство над подростками, стоящими на профилактическом учете. В школе №1 создан спортивный клуб «Борьба», в котором занимаются в основном проблемные подростки.

- Юрий Николаевич, у меня складывается впечатление, что в Гае нет жителей, равнодушных к школьным проблемам, нет разобщенности и конфликта поколений и любую проблему школа и родители решают сообща. Неужели такое бывает?

- Конечно, проблемы есть. Есть семьи социального риска, что неудивительно для моногорода. Но система взаимодействия общества и школы решает проблемы. И мы надеемся, что со временем все жители города осознают, что у нас единая цель - воспитание достойных граждан.

Вера КОСТРОВА, Гай, Оренбургская область