Правительством Российской Федерации принято постановление от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений». Этим документом для педагогических работников в зависимости от их должности, типа и вида образовательного учреждения установлена либо конкретная продолжительность рабочего времени, составляющая 30, 36 часов педагогической работы в неделю, либо норма часов преподавательской работы от 18 до 36 часов в неделю (720 часов в год для преподавателей учреждений начального и среднего профессионального образования).

За преподавательскую работу, выполненную с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере в порядке, определяемом Министерством образования РФ.

При этом учителям, преподавателям, педагогам дополнительного образования и тренерам-преподавателям норма часов преподавательской работы в пределах одной ставки заработной платы определена как нормируемая часть педагогической работы.

В чем же заключается педагогическая работа, если конкретные нормы имеет только ее часть? Какими нормативными актами она регламентируется? В течение какого времени она должна выполняться? Подразумевается ли под ней классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и т.п.? Эти и другие вопросы возникают у учителей, руководителей образовательных учреждений.

В постановлении предусматривается, что продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную), воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимом рабочего времени, утверждаемыми в установленном порядке.

Должностные обязанности работников определены тарифно-квалификационными характеристиками. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой (ТКХ) учитель, например, осуществляет обучение и воспитание детей с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения, реализует образовательные программы и так далее.

Как следует из ТКХ, классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и т.п. в должностные обязанности учителя не входит, а следовательно, при возложении их на учителя (с его согласия) ему должна производиться дополнительная оплата.

Кроме того, часть обязанностей, не связанных с преподавательской работой, выполняется учителем не каждый день (не каждый день проводятся заседания методических объединений, мероприятия, связанные с реализацией образовательной программы). Следовательно, в отдельные дни недели продолжительность рабочего времени может ограничиваться только преподавательской работой. Вместе с тем отдельные руководители школ необоснованно обязывают учителей находиться в школе не менее 36 часов в неделю, считая именно эту норму их рабочим временем.

Рабочее время учителя должно регулироваться расписанием уроков (занятий), планами работы, графиками. Расписание уроков (занятий) каждого учителя должно быть составлено без нарушения их непрерывной последовательности, чтобы не образовывались так называемые окна.

В целях исключения нерациональных затрат времени учителей и других педагогических работников, устранения фактов привлечения их к выполнению несвойственной работы, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 277 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, имеющих особый характер работы», Минобразованием России с участием специалистов ЦК Профсоюза работников образования и науки РФ разрабатывается положение об особенностях режима рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений.