Данный видеосеминар, - прокомментировал ректор ЛОИРО, заведующий кафедрой истории и социальных наук Сергей Лисицын, - один из серии информационно-методических семинаров, где обсуждаются основные вопросы ГИА и ЕГЭ, а также их учебно-методическое сопровождение. Предметной областью в этот раз стала история, а гостем видеоконференции - генеральный директор издательства «Дрофа», академик РАО, доктор исторических наук, автор УМК «История России» Александр Киселев.

Ознакомив аудиторию с основными итогами государственной итоговой аттестации за 2009 год среди учащихся Ленинградской области, Сергей Лисицын заметил, что методику подготовки к ГИА и ЕГЭ нужно менять. И прежде всего необходимо соизмерять выбранный учебник с его возможностью адаптации к итоговой аттестации.

- Как показал анализ ситуации, большую трудность у ребят, к примеру, вызывают задания на установление хронологической последовательности событий. А если выпускник не может установить хронологическую последовательность событий, значит, он просто не знает историю. Хронология для истории, как таблица умножения для математики. Это не значит, что ребенок должен знать всю хронологию, но приоритеты должны быть расставлены. Также большие затруднения вызывают задания на группировку фактов, понятий. А часть С, где требуется анализ исторического источника, анализ позиции автора, участника исторического события, - это вообще непочатый край для работы.

Сергей Лисицын отметил, что в этом плане УМК «История России» под редакцией Александра Киселева очень последователен. Кстати сказать, издательство «Дрофа» предоставило бесплатно УМК для пилотирования в Осьминскую школу Лужского района, и поскольку пилотирование прошло успешно, то еще пяти районам области были бесплатно предоставлены учебники по истории 6 класса, 10-11 классов под редакцией А.Ф.Киселева.

Учитель должен быть хорошо «вооружен»

Поскольку никто не расскажет так подробно об учебнике, как его автор, то вторая часть видеоконференции была полностью посвящена обсуждению УМК под редакцией Александра Киселева.

- В 2010 году нашим издательством будет сформирован учебно-методический комплект по истории с 6 по 11 класс. Какие его отличительные особенности? Мы с соавтором Василием Поповым очень тщательно отбирали факты. И изложили тот необходимый минимум, который ребенок должен знать, для того чтобы быть образованным человеком, постигающим историю. Также наша задача заключалась в том, чтобы показать причинно-следственные связи и преемственность взаимообусловленных событий, когда одно перетекает в другое и можно просмотреть те нити, которые все связывают в единое целое. Школьник должен прийти к выводу: история имеет такую плотную ткань, которую не порвут никакие революционные разломы, войны, социальные катаклизмы и т. д. Это ткань, соединяющая всех нас вместе взятых воедино через историю. Что касается методической части - вопросов к каждому параграфу, то мы надеемся, что они довольно грамотно и профессионально сформулированы.

Еще одна характерная черта комплекта в том, что мы старались писать доступным, понятным, ясным, прозрачным русским языком. И надеюсь, что «попали в возраст», то есть учли возрастные особенности учащихся.

В учебниках с 6 по 9 класс есть документальный ряд. В учебниках 10-11 классов мы стремились ознакомить учащихся с различными точками зрения, то есть вводили элементы историографии. Но только элементы, потому что учитывали возрастные возможности учащихся. В общем, мы хотели, чтобы получился единый комплекс авторского изложения событий, дающий возможность ребятам самим поразмышлять над историческими документами и, может, чуть-чуть ближе представить особенности той эпохи, которую они изучают.

Еще я бы отметил достаточно широкий видеоряд учебников. Мы тщательно подбирали иллюстрации. В иллюстративном ряду представлены разные жанры - от иконописи до агитации (плаката). Значительная их часть не повторяется в других учебниках.

Мне задавали вопрос о профильном обучении. Я считаю, что фактическую сторону того базового уровня, который есть в учебнике 11 класса, расширять нецелесообразно. Там материал отжат. Готовить профильный материал мы будем при условии поддержки учительством той линии, которая уже существует. К тому же профильный уровень - это не расширение фактической стороны знаний истории, а более глубокое ее осмысление. И здесь самую выдающуюся роль играет сам учитель. Ведь что такое профиль? Это привитие более глубокого интереса к изучению данной учебной дисциплины. А привить этот интерес может только учитель. Я, например, решил стать историком еще в 5 классе, и благодаря таланту учительницы истории. Учитель - это главное действующее лицо в процессе обучения, но он должен быть влюблен в профессию. УМК должны обеспечить ему комфортные условия работы. Все знать нельзя, но думать, размышлять, любить историю можно, в том числе с помощью учебника.

Что касается ЕГЭ, то до весны нами будут изданы соответствующие учебные пособия, в том числе и по истории. Если говорить о нашем комплекте, то в нем отобрана вся сумма фактов, нет ничего лишнего. На основе этого учебника можно методически верно построить урок и подвести к хорошей сдаче ЕГЭ. Я в этом убежден. Как авторы, мы трепетно относились к учебнику. Хотя, как историк, я к ЕГЭ отношусь сложно. Хотелось бы, чтобы это была не единственная оценка знаний учащихся. Потому что в области исторической науки очень важно, когда твой ученик сидит напротив тебя.

И интересно, и доступно

Поскольку режим видеоконференции предусматривал прямые включения, то участники нескольких районов области имели возможность напрямую обратиться к Александру Киселеву. Очень детально высказалась учитель истории, член предметной комиссии ЕГЭ по истории Осьминской школы Лужского района Елена Гаврилова. В частности, она сообщила, что в прошлом году ее школа работала по учебникам 6, 10-11 классов, а в этом году и по учебнику 7 класса.

- Мне бы хотелось рассказать, как помогают учебники 10-11 классов при подготовке к ЕГЭ. На мой взгляд, в них хорошо представлена работа с хронологией, особенно в учебнике 10 класса. Все основные даты выделены жирным шрифтом и затем приведены в перечне в конце учебника. Однако такая преемственность не продолжена в учебнике 11 класса, и там по тексту даты не выделяются, что я считаю упущением. Пояснения могут быть разными, хотя для закрепления материала лучше бы акцентировать внимание на указании того исторического события, какое упоминалось в тексте. Также встречаются неточности в хронологии. Например, в учебнике 10 класса есть материал о том, что в феврале 1761 года был обнародован Манифест Петра III о вольности дворянской. Если заглянуть в хронологический перечень, то Манифест о вольности дворянской упоминается там 1762 годом. Не всем датам, которые проходят через КИМы, уделено внимание. Например, в учебнике 10 класса не акцентируется 1654 год, который мы знаем как год воссоединения Украины с Россией. Пусть в иной формулировке, но эта дата присутствует в КИМах, она подается как присоединение к России Левобережной Украины.

Основные преимущества представленных учебников в том, что даты обязательно увязываются с событиями, именами, местом действия. Получается комплексное рассмотрение, и есть возможность отработки причинно-следственных связей. Помимо раздела «Хронология» учебник содержит перечень исторических терминов, а также список литературы, которой можно пользоваться в дополнение к учебнику.

Материал учебников 10-11 классов позволяет решать такую задачу в подготовке к ЕГЭ, как формирование умения сравнивать исторические события и явления, определять их общее и отличное, и особенно хорошо это представлено в учебнике 11 класса. По нему можно не только организовать работу в рамках одного параграфа, но и на сравнение материала нескольких параграфов. К примеру, структура и содержание параграфов 9, 10, 12, где есть разделы «Военный коммунизм» и материал, посвященный новой экономической политике, позволяют самим учащимся выработать критерии сравнения. Задания в 12 параграфе не только помогают проследить процесс возникновения и развития НЭПа, но и нацеливают на то, чтобы ребята сами увидели новизну и уникальность исторического опыта НЭПа.

Одним из требований исторической подготовки выпускников является их умение излагать и сравнивать исторические версии и оценки событий. На мой взгляд, в учебнике 11 класса эта линия представлена очень хорошо, и во многих параграфах встречается неоднозначная оценка, особенно советского периода. Характеризовать различные позиции школьники учатся не только читая текст, но и работая над источниками. Так, в учебнике 11 класса есть раздел «Работа с документами», здесь помещены 32 источника, различных как по характеру, так и по жанру. Единственное замечание: свод документов в учебнике 10 класса вынесен на последние страницы, но целесообразнее, когда документ прилагается к изучаемому тексту, тогда учащийся не отвлекается на поиски.

Свое мнение также высказала учитель истории и обществознания новоладожской школы №2 Волховского района, руководитель районного методического объединения Любовь Земскова.

- Наша школа сотрудничает с издательством «Дрофа» с 2008 года. Мы выстроили единую линию по преподаванию курса «Обществознание», автором которого является Александр Никитин. И очень довольны этим. Я рада, что такой же комплекс появился по истории с 6 по 11 класс. Я бы хотела работать по этим учебникам. Почему? Потому что, как только взяла их в руки, поняла, что они понравятся детям. Прежде всего учебники очень хорошо иллюстрированы, доступно написаны. Присутствует дозировка каждой темы. Не секрет, что сегодня многие учебники перегружены, и как только ребенок видит 5-7 страниц домашнего задания, он не хочет брать книгу в руки. Представленный учебник хорошо структурирован и создает комфортные условия для подготовки работы и учителя, и ученика. Я также отметила в учебниках старших классов работу с документами. Этот вид деятельности по-прежнему остается для ребят самым трудным, поскольку требует привлечения контекстных знаний.

Участниками видеоконференции было высказано много пожеланий в адрес авторского коллектива, некоторые районы также попросили включить их в пилотирование представленного комплекта. Александр Киселев обещал учесть все замечания и пожелания педагогов. На прощание он заметил, что каждая встреча с учительством для него огромное событие и каждая встреча имеет серьезное воспитательное воздействие. Кроме того, в рамках сотрудничества он с удовольствием пообещал приехать с лекциями в любой район Ленинградской области.

Лисий Нос, Ленинградская область