Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

Кто виноват и что делать?

Страдать от гиподинамии дети начинают еще в младенческом возрасте, а современный процесс обучения в школе только усугубляет проблему. Ведь самые распространенные замечания на уроке: «Не вертись!», «Сиди тихо!»

Вот с чем сталкивается школьник:

отсутствие достаточной двигательной активности;

постоянные стрессы, связанные с перегрузками учебных программ;

нарушение гигиенических требований к организации учебного процесса;

недостаточный уровень знаний по возрастной психологии и физиологии у педагогов.

Выход - организация и проведение спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в школе.

Выделяют пять направлений физического воспитания в школе:

1. Урочное.

2. Прикладное.

3. Физкультурно-оздоровительное.

4. Внеклассное.

5. Общешкольное.

Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится во внеурочное время (за исключением физкультминуток) и включает мероприятия, направленные на улучшение здоровья и физического развития учащихся.

Нужен очень четкий план...

В нашей школе есть спортивный совет. Организационное и методическое руководство осуществляет учитель физической культуры. Ежегодно на собрании представителей классов избирается актив из 4-8 человек, который непосредственно руководит работой совета. Выбирается председатель. Между членами совета распределяются обязанности по спортивно-массовой работе, по пропаганде, по подготовке судей, хозяйственной работе.

Спортивный актив школы проводит опрос среди ребят «В каких соревнованиях вы хотели бы принять участие?». И затем составляется план спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы на год.

Каждому - свое

Блок А. Тренировочный процесс - спортивные секции.

В школе функционируют спортивные секции: общая физическая подготовка, волейбол, пионербол.

Организована группа общей физической подготовки (ОФП). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1,5 часа. Программный материал разработан на основе комплексной программы по физическому воспитанию учащихся с 1-го по 11-й класс. Программа группы ОФП включает теоретические и практические занятия. В теоретическом блоке рассматриваются следующие вопросы:

- физическая культура и спорт в России;

- физическая культура и спорт - средство всестороннего развития личности;

- выступление российских спортсменов на чемпионатах мира, Европы, Олимпийских играх;

- гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой помощи;

- гигиена одежды и обуви. Режим питания и питьевой режим;

- правила закаливания. Врачебный контроль и самоконтроль. Оказание первой медицинской помощи;

- правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь;

- правила соревнований по бегу, прыжкам, метанию, лыжам и подвижным играм.

В практической части за основу взято несколько видов спорта:

- комплексные занятия по гимнастике и играм;

- комплексные занятия по легкой атлетике и играм;

- лыжи;

- коньки (девочки) и хоккей (мальчики);

- баскетбол;

- настольный теннис;

- футбол.

Все упражнения направлены на развитие физических способностей: скоростных, силовых, координационных, выносливости, гибкости.

Блок В. Спортивно-оздоровительная деятельность.

В специальной медицинской группе занимаются учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного или временного характера и допущенные к групповым занятиям в условиях нашего образовательного учреждения.

К основным задачам, решаемым на занятиях в специальной медицинской группе, относятся:

- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;

- улучшение показателей физического развития;

- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;

- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;

- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;

- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Занятие в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основательная и заключительная части), однако в отличие от обычных уроков имеет свои принципиальные особенности.

В подготовительной части урока (до 20 мин.) выполняются общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуясь с дыхательными. Нагрузку повышаем постепенно, применяем такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока.

В основной части урока (20-22 мин.) дети овладевают основными двигательными навыками, получают максимальную физическую нагрузку, испытывают эмоциональное напряжение. Задачи: овладение простейшими двигательными навыками, разностороннее развитие (в пределах возможностей ребят) основных физических качеств: быстроты, силы, выносливости, ловкости. Большое внимание уделяем развитию гибкости и улучшению координации движения: бег (отрезки по 20-30 метров) чередуется с ускоренной ходьбой, метанием, подвижными играми, эстафетами, упражнениями на равновесие.

В заключительной части урока (3-5 мин.) восстанавливаем организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.).

Блок С. Спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа.

Цель спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий - пропаганда физической культуры и спорта, приобщение школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями и различными видами спорта, подведение итогов физкультурно-спортивной работы, активный отдых.

Основная форма спортивно-массовой работы - школьная спартакиада, проводимая ежегодно для всех учащихся с 2-го по 11-й класс, в ней также принимают участие учителя. Самые активные участники всех соревнований - ученики 5-7-х классов.

Перед началом любого мероприятия составляется положение о проведении соревнований (праздника), в котором оговариваются цели и задачи данного мероприятия, сроки и место проведения, программа и ответственные за проведение. Положение подписывается директором школы.

Все спортивно-массовые мероприятия начинаются с торжественного открытия. Все знакомятся с условиями проведения соревнований. Судейство соревнований возлагается на спортивный актив школы и учителей физической культуры. Итоги соревнований и награждение проводятся также в торжественной обстановке.

Необходимо устраивать больше мероприятий на свежем воздухе, используя спортивную площадку, территорию школы, а также прилегающую местность. Конечно, в случае неблагоприятных погодных условий мы переходим в спортивный зал.

Утреннюю гимнастику делают все классы каждый день перед началом учебных занятий в течение пяти минут. Упражнения должны быть на все группы мышц, выполнять их следует по правилу от простого к сложному.

Физкультминутки проводят учителя-предметники, заранее проконсультировавшись с учителем физической культуры.

Спортивные и подвижные игры на переменах организуют и проводят старшеклассники, физорги классов. Игры готовятся заранее, учитываются место проведения, возраст, количество играющих и правила безопасности.

Результаты налицо

Анализируя итоги организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, можно сделать следующие выводы:

- увеличилось число участников физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий;

- выросло количество мероприятий, направленных на повышение интереса к занятиям физической культурой;

- анкетирование показало, что 95% родителей удовлетворены мероприятиями, изъявили желание принять участие и оказать помощь в организации.

Лариса МУЛИЦЫНА, учитель физической культуры кадуйской средней школы №3, Вологодская область