Галина ШЕДОВА, директор школы №1, Ноябрьск, Ямало-Ненецкий АО:

- Слагаемые успеха: учитель-мастер, способные и мотивированные ученики, наличие в школе материально-технических условий для подготовки, сотрудничество с высшими учебными заведениями. Когда присутствуют все эти условия, тогда и победа будет одержана.

Светлана ТРУХИНА, заместитель директора гимназии №9, Екатеринбург:

- В прошлом году Свердловская область собрала около 30 наград олимпиад всероссийского уровня, 8 из них получили ученики нашей гимназии. В чем причина успеха? Залог всего - мотивация: к учебе, к знаниям, к победам. Ее нужно создавать и поддерживать. В гимназии действует научное общество «ТРИУМФ»: ТРуд, Идеи, УМ, Фантазия. В его работе участвуют практически все школьники. Для самых маленьких существует Школа пытливых и любознательных, вторая ступень - Школа начинающих исследователей. Проводится состязание «Хочу стать академиком». Так с первых классов ребята приобретают навыки исследовательской работы и готовятся к интеллектуальным соревнованиям.

Ольга ЗИМАРИНА, директор школы №3, поселок Городище, Городищенский район, Волгоградская область:

- Прежде всего нужно стремление к победе. Причем и у ребенка, и у педагога. Ученик должен быть готов потрудиться, приложить максимум усилий для того, чтобы достичь результата. А учитель, на мой взгляд, должен быть тьютором - подсказывать, направлять, мотивировать своего воспитанника. Не просто сидеть и решать с ним олимпиадные задачи, а вместе составить программу действий, выявить сложные моменты, подсказать, где найти информацию, к каким еще педагогам, быть может, обратиться.

Светлана СМИРНОВА, директор гимназии имени академика Басова, Воронеж:

- У нас в этом году 34 призера областных олимпиад, из них девять человек заняли первые места. Для того чтобы одаренные дети могли побеждать на всероссийских олимпиадах, с ними должны заниматься не только школьные учителя, но и преподаватели вузов, например нашего Воронежского государственного университета. Когда команды уже сформированы, ученые тоже должны участвовать в подготовке. Конечно, лучше, если это будут те, кто сам ездил на подобные олимпиады и знает, какого уровня там бывают задачи. Для будущих побед уже сейчас необходимо обучать ребят в выездных школах известных столичных вузов, да и в Воронеже пора организовывать свои летние и зимние школы для одаренных детей.

Наталья ПРОТАСОВА, директор школы №14, Великий Новгород:

- Ребенок, который едет на всероссийскую олимпиаду, - это честь и слава школы. Поэтому, я считаю, администрация учебного заведения должна не только помочь ему психологически, но и финансово поддержать его поездку на олимпиаду. Директор обязан также поддержать наставника такого ребенка. Как правило, учителя, воспитывающие победителей, имеют большой педагогический стаж, созданную за многие годы собственную систему по работе с одаренными детьми. Этот труд нужно оценить по достоинству! А в целом, для того чтобы выиграть всероссийскую олимпиаду, нужно одно - захотеть победить.

Елена ДЕНИСОВА, директор гимназии №19, Омск:

- Чтобы ребенок научился исследовательской работе, методам самостоятельного поиска знаний, что требуется на всероссийской олимпиаде, надо как можно раньше начинать его к этому готовить. Уже в Центре раннего развития при нашей гимназии перед воспитателями и психологами ставится задача научить детей не только читать и писать, но и вступать в проблемный диалог с окружающим миром. В начальной школе начинается собственно исследовательская работа. На малой научной конференции - празднике науки для всей школы - дети защищают свои труды. Безусловно, исследовательская деятельность продолжается в среднем и в старшем звене, но характер исследователя закладывается много раньше.