Как известно, в рамках инициативы предлагается построить «новые привлекательные школьные здания; современные столовые здорового питания; оснащенные новым оборудованием актовые и спортивные залы; медиацентры и библиотеки», а также обеспечить ученикам «условия для качественного дополнительного образования, самореализации и творческого развития». По мнению авторов письма, бюджеты регионов не осилят такие преобразования, а доступ к дополнительному образованию получат только те дети, чьи родители смогут за него платить. В итоге на фоне благих заявлений в стране фактически создаются предпосылки для разделения образования на «элитное» и «обычное»: «Весь предшествующий опыт свидетельствует о том, что все это великолепие, скорее всего, предназначается не для всех школ и не для каждого ученика, а для победителей конкурсов, в которых уже давно побеждают те, кто должен был победить, то есть для элиты».

Авторы письма указывают, что двух-уровневая система образования полностью дискредитировала себя во всем мире, в том числе и на своей родине - США, так как она «ведет к массовой деградации населения и расслоению общества». По их словам, «Наша новая школа» основывается на идеологии американской школы, которую сами американцы сегодня считают неэффективной: «Барак Обама фактически объявил о профессиональной непригодности чиновников образования США. Не пора ли и нам объявить о профессиональной непригодности идеологов реформирования российского образования?»

Поднимается в письме и такая проблема, как загруженность учителей бумаготворчеством - они готовят «справки и формы для вышестоящих начальников, для милиции, СЭС, пожарных - для всех, кому нужно где-то отчитаться». А с введением новой системы оплаты труда к этому «добавился обязательный учет трудодней в баллах по 40 показателям». Поскольку зарплата учителя сегодня зависит от успехов учеников, двойка, не говоря уже о единице, попросту выдворена из числа возможных итоговых оценок, констатируют авторы письма, что превращает в профанацию оценку труда ребенка вообще.

Как отмечают педагоги, вопреки высоким заявлениям в большинстве регионов «заработная плата школьного учителя или преподавателя вуза ниже зарплаты грузчика в магазине или школьного бухгалтера, охранника или уборщицы в офисе. Пока это так - разговоры о престиже профессии учителя и прихода в школу «молодых и активных» - банальное лицемерие государства».

Учителя считают, что главный документ, определяющий политику государства в области образования, должны принимать не чиновники, а сами жители страны. Они предлагают разработать такой документ на основе исследования мнений граждан, вынести его на всенародное обсуждение, а затем - на референдум.

О реакции президента на письмо пока ничего не известно.

P.S. Текст письма читайте на сайте «Завуч.Инфо».