Позвольте ребенку сделать открытие

В номинации «Сценарии уроков» отмечу следующие работы учителей:

Евгения СПИРИНА, средняя школа №21 Сызрани Самарской области. «Путешествие по Москве».

Урок в форме интерактивной экскурсии по городу. Экскурсоводы - дети. Причем на занятии ребята работают больше, чем учитель. Это гораздо эффективнее для обучения и отвечает требованиям стандартов нового поколения.

Ирина МЕНЯЙЛО, гимназия №3 Зелендольска Республики Татарстан. «И. Суриков. «Детство».

Очень серьезная и глубокая работа по осмыслению литературных произведений. На каждом уроке дети становятся исследователями литературного материала. С помощью грамотных вопросов учителя они сравнивают, анализируют, обобщают и делают выводы.

Вера ПОПОВА, школа-интернат II вида Советска Кировской области. «Полезные ископаемые».

Это урок-исследование, где дети сами добывают сведения, делятся ими с другими учащимися. Происходит обмен информацией, дети чувствуют свою значимость на уроке. Полностью осуществлен деятельностный подход. Хорошая презентация.

Наталия КОШКИНА, средняя школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов Советска Кировской области. «М. Пляцковский. «Цап Царапыч».

Задачи урока - совершенствование навыка чтения, знакомство с миром литературы. Используется занимательный наглядный материал, есть творческие задания. Учитель формирует деятельность учащихся на уроке (практическую, парную, индивидуальную, групповую).

Ирина МАЛКОВА, основная школа д. Лесниково Кировской области. Урок-мастерская «Друг детства».

Очень хороший, эмоциональный, деятельностный урок. Дети творят, размышляют, делятся своими воспоминаниями, учитель лишь помогает им.

Ольга МЕРКУРЬЕВА, Киселевская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида Пермского края. «Земноводные: лягушка, жаба».

Урок сделан в форме деловой игры. Дети - сотрудники детективного агентства. Их задача - вернуть похищенный сказочный персонаж, а заодно ответить на вопросы, которые сами же и поставили перед собой. Урок получился деятельностным и обучающим.

Ирина МОИСЕЕВА, ключевская средняя школа №1 Алтайского края. «Буква З».

В процессе совместной деятельности через ролевую игру дети знакомятся с буквами и звуками. На основе игровой деятельности формируется учебная. Через проблемную ситуацию формулируется тема проекта, планируется работа, ставятся цели. На этапе проектной деятельности в группах разрабатываются основные разделы проекта. На этом этапе каждый ученик вносит свой вклад в составление проекта.

Однако много и традиционных уроков без деятельностного подхода, проблемных ситуаций, разнообразных форм, методов, технологий. Общение с учениками остается лишь фронтальным. ИКТ используются только лишь как ТСО или наглядность к уроку. Сегодня, когда начальная школа переходит на новые образовательные стандарты, учитель должен по-новому смотреть на современный урок. Необходимо активнее внедрять и использовать информационные технологии - привлекать детей к работе с компьютерами, интерактивными досками, а также учить их работать с дополнительной литературой. Надо строить занятия таким образом, чтобы открывателями нового знания были ученики, проводить больше нестандартных уроков - открытия, исследования, дебаты, «круглые столы», защита проектов и т. п.

Сформировать у детей нравственные общечеловеческие ценности помогают внеклассные мероприятия. Эта работа тоже должна быть разнообразной, необходимо использовать различные технологии, ИКТ, но самое главное во внеклассной деятельности - ее практическая направленность, необходимо формировать у ребят потребность жить по правилам и законам общества.

В номинации «Организация внеклассной работы» отмечу следующие работы:

Татьяна КАСАТКИНА, специальная школа №10 VIII вида Ступина Московской области. «Крестики-нолики».

Интересная познавательная игра. Много нестандартных заданий, требующих внимания, фантазии, творчества. Все задания соответствуют особенностям развития учащихся.

Людмила КОЛЬЦОВА, средняя школа №89 Санкт-Петербурга. «65-летие снятия блокады Ленинграда».

Мероприятие посвящено очень важной и нужной для детей теме - война, блокада. Дети читают стихи, вспоминают литературные произведения, анализируют прочитанное.

Светлана СИЛИНОВА, средняя школа №2 Коряжмы Архангельской области. «Сотвори огонь в себе».

Нужное и важное мероприятие решает сразу несколько воспитательных задач. Привлечен литературный материал, задействован опыт детей. На занятие приглашены сотрудник ГИБДД и медицинский работник.

Воспитательная работа по предмету также важна, и здесь хочется отметить уроки следующих коллег:

Рания ШАГИМОРДАНОВА, средняя школа №44 Копейского городского округа Челябинской области. «Числа правят миром».

Каждый ребенок работал над своим заданием, а в итоге получился общий проект всего коллектива. Его результат - книга о числах. Видна глубокая, кропотливая работа педагога.

Марина МАНДРЫГИНА, гимназия г. Чернушка Пермского края. «В мире энциклопедий».

Научить детей работать с дополнительной литературой - одна из основных задач начальной школы. Учитель начал эту работу уже в 1-м классе, причем в ней участвовали не только ученики, но и их родители. Итогом стал классный час, где дети обменялись информацией, найденной в дополнительных источниках.

Но в большинстве случаев, к сожалению, мероприятия, присланные на конкурс, традиционны, формы и способы работы с детьми старые, темы стандартные. Хотелось бы увидеть полет фантазии, творческий подход, новые технологии.

Здоровье ученика - одна из основных задач школы. Поэтому работа по здоровьесбережению должна иметь место на каждом уроке. И не надо ограничиваться зарядкой в начале дня и физминутками на уроке. Здоровьесберегающая деятельность требует от учителя большей серьезности и глубины. Сейчас в школе уделяется большое внимание и вопросам ОБЖ. Эти темы рассматриваются на уроках окружающего мира, физической культуры.

В номинации «Здоровьесберегающие подходы к учебно-воспитательной работе» отмечу следующие работы:

Любовь РАСТОВА, ленинская средняя школа №1 Волгоградской области. «Зубы и уход за ними».

Урок сделан в форме телепередачи. Автор четко поставил цели. На урок был приглашен врач-стоматолог (ученик). Чтобы лучше понять тему, дети читают стихи.

Ольга БУТОРИНА, Киземская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат Архангельской области. «Своя игра».

Игра - хорошая форма проведения занятия. Детям доходчиво преподносят знания о хороших и плохих привычках, о правилах дорожного движения, гигиене. Отмечу удачные формулировки вопросов для детей.

Говорить о здоровье с учащимися надо - это очень нужный и ценный разговор, но не в отрыве от жизни ребенка, а на ее примерах. В результате чего ребенок сам должен осознать, как важно заботиться о своем здоровье. И начинать надо с малого, с себя самого, чтобы прийти к большему. Хотелось бы, чтобы учителя ставили практическую направленность воспитательных мероприятий во главу угла, чтобы дети больше анализировали свои поступки и поступки своих друзей и близких.

Мы жители XXI века, и наши дети тоже. Это век компьютера и информации. Дети владеют компьютерной грамотностью порой лучше учителей. Учителю нельзя отставать от своих учеников. Тем радостнее осознавать, что есть учителя, для которых ИКТ - это объективная реальность и обязательная часть урока.

В номинации «ИКТ в образовательном процессе» отмечу следующие работы учителей:

Елена ГРЯЗНОВА, лицей №102 им. академика М.Ф.Решетнева Железногорска Красноярского края. «День матери».

Очень эмоциональное, доброе и воспитывающее мероприятие. Использованы информационно-коммуникационные технологии.

Анжелла СЁМОЧКИНА, средняя школа № 6 Череповца Вологодской области. «Логический тренажер».

Богатый математический материал можно использовать для формирования логического мышления. Педагог придумала немало интересных нестандартных заданий. Это серьезная, глубокая работа.

К сожалению, многие учителя забыли, что использовать ИКТ на уроке по требованиям СанПиНов можно только в течение 15 минут. Многие уроки полностью состоят из работы с компьютерной презентацией, к тому же занятия часто перегружены информацией. Некоторые наши конкурсанты не понимают разницу между ИКТ и ТСО.

Невозможна практическая работа учителя без методической основы. Как сделать урок лучше, какими формами и методами воспользоваться? На все эти вопросы найдутся ответы в теории. Учитель тогда может учить других, когда учится и развивается сам.

В номинации «Технологии и методики обучения» отмечу следующие работы учителей:

Оксана КАЗАНЦЕВА, начальная общеобразовательная школа №90 Перми. «Тетрадь на печатной основе к «Букварю».

Этот богатейший методический материал к урокам обучения грамоты - плод многолетних трудов. Собранный учителем материал могут использовать не только на уроках, но и во внеурочное время. Весь материал систематизирован по темам, видам деятельности, литературным жанрам. Еще один большой плюс - эта работа методически грамотная.

Ирина ЛЕВЧЕНКО, заместитель директора по УМР начальной общеобразовательной школы №11 г. Нягани Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. «Олимпиады по предметам».

Хороший полезный материал для подготовки учащихся к олимпиадам и марафонам. Особенно пригодится педагогам, которые работают с одаренными детьми.

Александра ГОПТАРЕВА, средняя школа №4

с. Средний Егорлык Целинского района Ростовской области. «Совершенствование чтения младших школьников».

Видна глубокая каждодневная планомерная работа учителя в этом направлении. Ведется мониторинг результатов учащихся, разработан дидактический и методический материал, циклы уроков, на которых используется дифференцированный подход.

Инна КУЗНЕЦОВА, средняя общеобразовательная школа №29 Череповца Вологодской области. «Проектирование учебной деятельности».

Учитель поднял очень интересную и острую проблему - индивидуальный и дифференцированный подход на уроке. Наша конкурсантка разработала свою систему для учеников. Школьник должен самостоятельно выбрать для себя тот уровень, с которым он может справиться, а не учитель ему это навязывает. Трудность должна быть посильной. Оценивать работу учащихся нужно также дифференцированно.

Светлана РОНГИНСКАЯ, Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка г. Кирова. «Дидактический материал к урокам русского языка».

Преподавательница подобрала богатый материал для работы по разным темам русского языка. Задания такого рода мотивируют учащихся к изучению предмета. Их можно применять на разных этапах изучения предмета.

Общий вывод, который можно сделать после просмотра работ, количество которых в этом году резко увеличилось, весьма позитивный. Уровень присылаемых на конкурс «Сто друзей» материалов стал гораздо выше. Учителя используют новые технологии, разнообразные формы, методы, приемы работы, деятельностный подход, внедряют передовые информационные технологии.

В заключение хочу поздравить всех учителей с победой в конкурсе. Именно всех, ведь участвовать в таком всероссийском состязании уже победа. А призовое место - это настоящий успех и признание педагога. Желаю дальнейших успехов в нашем нелегком, но благородном и нужном труде!

Юлия ПИНЧУК, директор прогимназии №1777, Москва