Как вы считаете, требования, которые сегодня предъявляются к учителю, завышены или занижены? С этим вопросом мы обратились к самим педагогам, а также родителям и детям.

- При такой мизерной зарплате они слишком завышены, - говорит учитель русского языка и литературы одной из мытищинских школ Надежда Петрова. - Давайте вспомним ситуацию в школе, которая была лет 15 назад. Тогда практически все учителя занимались с ребятами после уроков, и это оплачивалось. У меня нагрузка - 22 часа. Чтобы как-то подработать, я вынуждена еще и репетиторствовать. Сейчас многие родители предъявляют к учителям требования, чтобы они занимались с детьми индивидуально. Но на индивидуальную работу просто не хватает времени.

- Сегодня на классного руководителя валятся все шишки. Он буквально тонет в обязанностях, - дополняет учитель химии и биологии Вероника Гаврилова. - В вашей газете я встречала справедливую мысль о том, что классное руководство вообще - это один из способов эксплуатации учителя. Почему? За него платят просто смешные деньги. Хотя все прекрасно знают, что это не только заполнение журнала, но еще и воспитательная работа, постоянные встречи с родителями. Если же те хотят, чтобы их детей не только учили, но и воспитывали, в школе обязательно нужно ввести ставку воспитателя или освобожденного классного руководителя. Только в этом случае будет эффект. Учитель-предметник просто физически не в состоянии воспитывать своих подопечных. И не потому, что учителя плохие, и не потому, что они якобы стали корыстолюбивыми и жаждут только денег. Люди забывают, что изменилось общество, оно теперь живет в мире материальных ценностей, а от учителя по-прежнему требуют духовности.

В разговор включается учитель географии Ирина Максимова:

- Я работаю в школе уже 20 лет. Вы знаете, учитель все больше становится похожим на козла отпущения, его критикуют по поводу и без. Конечно, педагог должен работать по методике и знать возрастные особенности учеников. Но иногда просто не выдерживают нервы! Представьте себя на моем месте. У большинства моих 11-классников - сотовые телефоны. Я понимаю, что сегодня это один из показателей «крутизны». Что толку говорить, чтобы ребята не носили их в школу или хотя бы отключали перед уроком. Какое там! «Мобильники» постоянно звонят. Это бьет по нервам, сбивает мысль. Урок прерывается. Я считаю, что нынешний учитель совершенно бесправен.

А что думают по поводу учительских обязанностей родители?

Елена Карпенко живет в Мытищах, работает в Москве.

- Мой сын Денис учится в пятом классе, - рассказывает Елена Николаевна. - Я его практически не вижу. Моя жизнь как конвейер - это ежедневная трехчасовая езда в электричке и метро, работа, хозяйство, сон. Ребенком заниматься мне некогда. Что касается требований к педагогам, то мне бы очень хотелось, чтобы с детьми в школе занимались как можно больше. Чтобы там были различные секции, кружки по интересам. К сожалению, в наше время педагогов, увлеченных своей работой, любящих своих учеников, становится все меньше. В нашей школе я вижу измученных, озлобленных на жизнь, недовольных зарплатой учителей. Я понимаю всю сложность педагогической работы, но у меня к учителям есть некоторые претензии. У моего ребенка низкий уровень знаний, он не любит читать книги. Конечно, в этом есть и моя вина. Но куда смотрит учитель литературы? Я считаю, что он может и должен заинтересовать ребенка. Сейчас столько хороших детских книг - и детективы, и фантастика. Почему учителя об этом не говорят? Почему в школе «зациклились» на классике, которая детям скучна и во многом непонятна?

У десятиклассницы Снежаны (фамилию она просила не упоминать) свой взгляд на проблему.

- Если говорить честно, то я недовольна школой, - говорит она. - Наши учителя рассказывают только по учебнику. На уроках я умираю от скуки. У нас хорошие преподаватели только по литературе и английскому языку. Они стараются рассказывать нам то, чего нет в учебниках. Остальные злятся на нас, кричат, чтобы им не задавали лишних вопросов. С чем это связано, я не знаю. Скорее всего - с низкой учительской зарплатой.