Досье «УГ»

Комментарий

Инна НАЗАРОВА, зав. кафедрой педагогики и психологии Ярославского областного института развития образования, кандидат педагогических наук:

- На мой взгляд, авторы проектов «Повышение мотивации школьников» и «Мониторинг образовательного процесса» исследуют актуальнейшие проблемы образовательной практики. Основные вопросы организации мониторинга рассмотрены на примере сельской малокомплектной школы. Управление образовательным процессом по результату способствует структурированию действий участников образовательного процесса в соответствии с деловой целесообразностью работ. Это особенно важно для организации учебного процесса в малокомплектных школах, где существует опасность расструктурирования из-за дефицита ресурсов.

Педагоги Марковской школы доказывают на практике, что управление образовательным процессом по результату достаточно эффективно, несмотря на временные ограничения ресурсов.

Для развития учебной мотивации детей в школе должны быть созданы условия, способствующие положительному социальному самоутверждению учеников и фиксации даже очень скромных их достижений. Педагогический коллектив Марковской школы использует для этого современные образовательные технологии «Проектная деятельность как средство повышения мотивации обучающихся».

Думаю, что опыт реализации проектов «Повышение мотивации школьников» и «Мониторинг образовательного процесса» будет полезен для сельских малокомплектных школ при организации системы управления качеством образовательного процесса.

Статфакт

К сведению

Среди механизмов и процедур в практике оценки качества образования одно из ведущих мест занимает мониторинговое исследование.

Мониторинг - это специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля и прогноза.

Существуют два вида мониторинга:

1) статистический, который базируется на жестко закрепленных данных государственной статистической отчетности и четко отлаженной и регламентированной системе сбора информации;

2) нестатистический (мягкий), инструментарий к которому разрабатывается в конкретном учреждении.

Мониторинговая карта школы включает пять объектов:

ученики;

педагоги;

родители;

администрация;

материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса.

Остановлюсь подробно на некоторых из них.

Мониторинг объекта «ученики» исследует:

количественные показатели успеваемости в целом по школе;

количественные показатели по основным предметам в 5-9-х классах;

результаты административных контрольных работ по русскому языку и математике во 2-9-х классах (входной, промежуточный и итоговый контроль);

учебную деятельность школьников, успевающих на «4», «5» или имеющих одну тройку по предмету;

учебную деятельность школьников, оставленных на второй год и на продленный год;

анализ поступления в 10-й класс, ПУ, колледжи;

характеристики состояния здоровья;

посещаемость;

результаты обучения (зачетная книжка).

Отдельно хотелось бы остановиться на такой форме индивидуального контроля результатов учеников, как система зачетов. Применять мы ее начали для повышения уровня мотивации и качества обучения после сбора и анализа информации об успеваемости за 1-ю и 2-ю четверти прошлого учебного года. Каждый ученик 5-9-х классов имеет зачетную книжку, которая наглядно демонстрирует его индивидуальные результаты и дает возможность организовать индивидуальную работу.

С помощью мониторинга объекта «педагоги» можно исследовать:

педагогический состав;

уровень профессиональной компетентности педагогов;

критерии успешности учителя;

аттестацию педагогических кадров;

курсовую подготовку, участие в методической работе;

отчет учителя-предметника;

этапы работы со школьной документацией;

сравнительную таблицу мониторинговых исследований по результатам административных контрольных работ;

отчет классного руководителя

(предварительную успеваемость, итоги четверти и года).

Мониторинг объекта «администрация» - это анализ школьной документации и учебного процесса. Результаты анализа позволяют администрации сделать вывод о состоянии образовательного процесса: качестве методической работы, уровне профессиональной компетентности учителей, уровне учебной мотивации учеников.

В школе реализуется проект «Повышение мотивации школьников», в котором участвует психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения детей Ростова. Цели проекта - изучение уровня школьной мотивации и причин, влияющих на состояние мотивации к обучению, изучение эмоционального отношения к школе, выявление у детей субъективного ощущения успешности или неуспешности. Для этого мы используем следующий инструментарий: анкетирование, методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних классах школы, самоанализ учеников и мини-сочинения. В результате оказалось, что 79 процентов учеников имеют средний и сниженный уровень мотивации и лишь 21 процент - продуктивную мотивацию. Такое соотношение не могло не повлиять на качество обучения, поэтому мы создали систему повышения мотивации школьников. Один из педсоветов на тему «Методика повышения мотивации к обучению» прошел как семинар для школ Ишненского образовательного округа. Далее мы разработали программу работы с детьми, имеющими низкую мотивацию, а для родителей провели серию общешкольных родительских собраний.

Как уже отмечалось, введение зачетной системы в школе мобилизует учеников, позволяет отследить индивидуальные результаты каждого и наметить пути повышения успеваемости. Мы разработали локальный акт, в котором определили темы и виды зачетов и способы устранения пробелов в знаниях школьников.

В ходе работы мы пришли к выводу, что формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их учеником и дальнейшего совершенствования им своей мотивационной сферы. Стимулировать этот процесс можно с помощью психологических приемов. Общий смысл развития учебной мотивации детей состоит в том, чтобы переводить их с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к положительному - действенному, осознанному, ответственному.

В целом мы добились положительных результатов: неуспевающих в школе нет уже на протяжении последних 5 лет, успеваемость по итоговой аттестации за курс основной школы последние 5 лет также 100-процентная. Хочу заметить, что мониторинговая деятельность станет эффективной, когда система школьного управления пройдет период становления и стабилизации, когда руководитель и его команда естественным образом придут к пониманию необходимости научно обоснованной и долгосрочной обратной связи.

Елена СЕРГЕЕВА, директор Марковской школы, с. Марково, Ростовский район, Ярославская область