Вот глаза озорные. В них вспыхивает интерес и тут же гаснет. Ребенок импульсивен. Ему нужно успеть везде: ответить учителю, пообщаться с соседом по парте, дернуть за косички одноклассницу, уронить дневник, нарисовать рожицу на столе. Этого баловня судьбы холят и лелеют, оберегают от домашнего труда, жалеют, всячески угождают, воспитывая беспечность и неуважение к старшим.

А эти дерзкие глаза пристально следят за каждым моим шагом. Стоит случайно оговориться, ухмылка тут же появится на лице ребенка. Как правило, ребенок легко вступает в спор, с горячностью отстаивает свои убеждения. Чаще всего он дома лишен внимания, от него откупаются подарками.

Другие, грустные, усталые глаза беспокоят меня. Малыш боится проявить себя, молчит, хотя знает ответ. Страх преследует и сковывает. Страх оттого, что скажет неправильно, что учитель повысит голос. Страх оттого, что дома накажут за неудачу. Страх оттого, что унизит одноклассник. Страх оттого, что дома ждет очередная ссора родителей. Такой ребенок даже побоится громко рассмеяться. Спутница страха - ложь. Боязливый ребенок часто обманывает, не потому что хочет этого, а потому что защищается.

А как сжимается сердце мое от пустых глаз! Маленький человечек - примитивный робот. Пришел в школу, отсидел уроки, поел, ушел. Ничего нового, интересного для себя не открыл. В семье родители заняты собой или работой. На меня с каждым годом все чаще смотрят такие глаза.

Как их зажечь?

Веду дискуссию. Жестикулирую. Смеюсь. Интересуюсь. Обнимаю за плечи.

Сколько труда, энергии, терпения, творчества потребуется. И сколько радости я получу, когда эти глаза будут смотреть на меня по-новому.

Ольга УСТЕЦКАЯ, учитель начальных классов школы №10, Жигулевск, Самарская область