Год начался принятием, может быть, главного и вполне инновационного Закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов». Помимо интеграции в области высшего образования, как всегда, была поставлена задача - получить прямой экономический и социальный эффект от вложений в высшее образование. Опыт реализации модели федерального университета в рамках приоритетного национального проекта «Образование» по созданию Сибирского и Южного федеральных университетов показал, что без внесения изменений в действующее законодательство в области образования трудно решить многие вопросы в деятельности образовательных учреждений такого вида.

В законе отмечено, что федеральные университеты призваны обеспечивать реализацию инновационных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, интеграцию науки, образования и производства, в том числе доводя результаты интеллектуальной деятельности до практического применения, а также формирование кадрового и научного потенциала комплексного социально-экономического развития определенного региона Российской Федерации. Федеральный закон предусматривает, что федеральный университет создается Правительством Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации в форме автономного учреждения. При этом решение Правительства Российской Федерации, что важно, принимается с учетом предложений законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подготовленных на основании региональных программ социально-экономического развития.

Такая норма должна способствовать глубокой интеграции федерального университета в социально-экономический комплекс регионов. Его деятельность связана в реализацией двух стратегических задач:

- интенсивное наращивание исследовательского потенциала в сфере высшего образования;

- обеспечение перехода к образованию, отвечающему требованиям инновационной экономики.

Именно поэтому в соответствии со своим статусом федеральный университет должен занять верхнюю позицию в иерархии российских вузов как новый вид высшего учебного заведения, исходя из степени включенности в процесс государственного управления развитием высшего профессионального образования, повышения его качества, научной и общественно-экономической значимости.

В соответствии с Федеральным законом федеральным университетам предоставляется право реализации образовательных программ на основе собственных образовательных стандартов и требований.

Центральное место в деятельности федеральных университетов должны занять их программы развития, которые, исходя из основной миссии нового вида высшего учебного заведения, станут основой роста научно-инновационного развития регионов, будут направлены на проведение научных исследований по приоритетным стратегическим направлениям их социально-экономического развития, а также на подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров для него. Эффективность деятельности федеральных университетов предполагается оценивать в соответствии с показателями, устанавливаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Федеральный закон предусматривает обязательную ежегодную публичную отчетность федеральных университетов.

Широкие академические свободы в формировании образовательных программ и высокая ответственность за реализацию программ развития будут положены в основу механизмов лицензирования и государственной аккредитации федеральных университетов.

Федеральным законом №17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена» были внесены изменения в отношении приема граждан в образовательные учреждения, в высшие учебные заведения и подготовки специалистов с высшим и послевузовским образованием.

В соответствии с этим законом победители и призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам, теперь и впредь будут приниматься без вступительных испытаний в образовательные учреждения, высшие учебные заведения.

В июне был принят Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 52 и 52-2 Закона Российской Федерации «Об образовании» (в части распространения права граждан на получение компенсации части родительской платы за образование и воспитание детей в негосударственных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования).

Одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования на сегодняшний день стало обеспечение общедоступности дошкольного образования как одного из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

Проблема общедоступности дошкольного образования решается на федеральном, региональном и муниципальном уровнях по двум основным направлениям: создание достаточного количества мест в образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и обеспечение финансовой доступности дошкольного образования, а именно - установление доступного для всех категорий граждан России размера родительской платы за содержание детей в указанных учреждениях.

По информации, поступающей от регионов, социальной льготой по компенсации части родительской платы не была охвачена значительная часть граждан России, имеющих детей дошкольного возраста: это родители, дети которых посещают негосударственные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования. Для реализации принципа социального равенства граждан Российской Федерации в сфере дошкольного образования законодатели посчитали важным распространение новой меры социальной поддержки - компенсации части родительской платы - на тех граждан, дети которых получают дошкольное образование и воспитание в негосударственных образовательных учреждениях.

Это потребовало внесения изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и текстовые статьи проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».

Для этого потребуются средства федерального бюджета в следующих объемах: в 2010 году - 290347,9 тыс. рублей, в 2011 году - 319064,0 тыс. рублей. На банальный вопрос «Где взять средства?» ответ был неоригинальным - нужно использовать экономию. На этот раз экономию средств федерального бюджета, предназначенных для выплаты в 2009-2011 годах компенсации части родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

В июле был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (о расширении перечня признаваемых в Российской Федерации документов об образовании (для соотечественников), выданных иностранными государствами, и приведении некоторых норм закона в соответствие с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации»). Закон чрезвычайно важен для того, чтобы расширить перечень признаваемых в Российской Федерации документов об образовании соотечественников, выданных иностранными государствами, а также на приведение некоторых норм закона в соответствие с Федеральным законом «О гражданстве».

Изменения были связаны с трактовкой термина «документ об образовании», который включает в себя не только дипломы, но и аттестаты, свидетельства и многие другие документы. Термин «документ об образовании» используется и в международных актах, например, в ст. 2 Соглашения от 24 ноября 1998 года между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях.

В действующем законодательстве была норма, согласно которой Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются интересы соотечественников, заключает международные договоры о признании исключительно дипломов о высшем профессиональном образовании соотечественников, получивших высшее образование в государствах - участниках СНГ, Латвии, Литве и Эстонии. То есть норма не охватывает всех видов уже заключенных договоров с государствами СНГ и Балтии в данной области, необоснованно ограничивая предмет таких договоров лишь признанием дипломов о высшем профессиональном образовании, а круг соотечественников - лицами, получившими высшее образование. Есть между тем много международных договоров, в которых ведется речь о признании эквивалентности документов об общем, среднем и начальном профессиональном образовании (например, Соглашение о взаимном признании эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (Астана, 15.09.2004); Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств - участников СНГ (Казань, 26.08.2005), где идет речь о взаимодействии в области признания эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Эстонской Республики о признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Таллин, 4.12.1998). Термин «документы об образовании и ученых званиях» есть в Законе РФ «Об образовании» и Законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», где ведется речь о признании и установлении эквивалентности документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании и об ученых званиях, то есть документами, которые могут быть признаны эквивалентными, могут быть как дипломы, так и иные документы об образовании, не только документы о высшем, но и документы о послевузовском образовании.

По сути, венчало законодательный год принятие двух законов, изменяющих статус двух ведущих университетов России - МГУ имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургского государственного университета, - «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О Московском государственном университете имени М.В.Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете». Теперь эти два гиганта образования и науки имеют возможность выдавать собственные дипломы, обучать по своим стандартам и программам, вести широкие научные исследования. То есть оба вуза получили широкие академические свободы, с одной стороны, но четкую регламентацию своей работы Правительством РФ, во всяком случае ректоров вузовские коллективы избирать не будут - их назначит университетам учредитель - Правительство РФ.

Есть еще один чрезвычайно важный законопроект, работа над которым шла в течение 2009 года, - интегрированный закон об образовании, о котором мы расскажем в новом году.

Словом, читайте «Учительскую газету», и вы всегда будете в курсе того, как российские законы стоят на страже ваших прав.