Андрей ФУРСЕНКО, министр образования и науки РФ:

- Сегодня в российских школах работают 1383095 учителей, каждый из которых ежедневно прививает детям любовь к знаниям, формирует их мировоззрение, закладывает ценности. В руках учителей судьба молодого поколения, а значит - судьба нашей Родины. Закономерно, что государственные программы в сфере образования нацелены на поддержку педагогического труда, на повышение статуса и общественной значимости профессии учителя.

За 4 года нацпроекта «Образование» средняя зарплата учителя выросла более чем в 1,5 раза. В регионах, которые активно включились в модернизацию образования, ввели новые финансовые механизмы, зарплата учителей сравнялась со средней по экономике. А у тех, кто демонстрирует неизменно высокое качество работы, - заметно превысила. Можно с уверенностью говорить - ставка на лучших сработала. Благодаря переходу на новую систему оплаты труда пришло понимание - размер зарплаты зависит от качества работы. Поддержка тех, кто нацелен на совершенствование своего труда, на регулярное повышение квалификации, стимулирует на более качественный труд. А чем лучше работает учитель, тем больше гарантия, что его ученик найдет себя во взрослой жизни.

В рамках нацпроекта учителя получают и будут получать финансовую поддержку - это и выплаты за классное руководство, и поддержка лучших учителей. Более 80 тысяч педагогов по всей России уже удостоились поощрения за результаты своего труда. А в Год учителя тысяча выдающихся учителей получат по 200 тысяч рублей.

Планомерно улучшается и образовательная среда школ. В несколько раз выросло число ребят, которые учатся в современных классах. Компьютеры и Интернет стали составной частью образовательного процесса всех российских школ. Такое обновление школы, когда ребята получают доступ к самым разным источникам информации, ставит перед учителями принципиально иные задачи. Требования к квалификации учителя многократно возрастают. Современный учитель не может быть «ходячей книгой», он должен объяснять ребятам, как получить и использовать необходимую информацию, развивать навыки сотрудничества, научить ребят учиться. Сегодня, больше чем когда-либо, от учителя зависит дальнейшая жизненная успешность каждого ребенка.

Не случайно, что именно учителя в первую очередь ставят перед нами вопросы, связанные с содержанием образования, качеством обучения и воспитания ребят в школе. Решению этих задач будет содействовать реализация президентской инициативы «Наша новая школа». Приоритетными становятся вопросы подготовки учителей, возможности получения образования для каждого ребенка вне зависимости от того, где он живет, какое материальное положение у его семьи, какие у него особенности здоровья.

Наша новая школа - системный, институциональный проект, который позволит в обозримом будущем добиться того, что качественное образование будет доступно каждому ребенку. Безусловно, ключевая роль в становлении нашей новой школы будет принадлежать именно учителям. Поэтому Год учителя - это не только большой праздник, но и не менее серьезная ответственность для всех нас. Уверен, что доверие общества к учителям будет оправдано.

Любовь ГЛЕБОВА, руководитель Рособрнадзора:

- В 2009 году ЕГЭ впервые проведен на всей территории Российской Федерации. В течение предыдущих восьми лет он проходил апробацию, и к 2009 году в этот процесс были вовлечены все субъекты Федерации. Государственную итоговую аттестацию в форме ЕГЭ прошли 930 тысяч выпускников текущего года и около 200 тысяч выпускников прошлых лет.

Откликаясь на продолжающиеся в обществе дискуссии по поводу ЕГЭ и понимая важность темы государственной итоговой аттестации в сознании граждан, Дмитрий Медведев распорядился образовать Комиссию при Президенте России по совершенствованию проведения единого государственного экзамена. Комиссии было поручено до середины декабря подготовить и представить доклад, а также рекомендации по вопросам совершенствования проведения ЕГЭ, что и было сделано. Накануне Нового года Президент России провел совещание, посвященное оценке эффективности проведения ЕГЭ, где обсуждались итоги работы комиссии.

Вот несколько выводов комиссии: ЕГЭ существенно снизил нагрузку на выпускников, связанную с необходимостью сдавать экзамены в два этапа - при окончании школы и при поступлении в учреждение профессионального образования. Единый экзамен дал возможность каждому выпускнику независимо от его места жительства участвовать в конкурсе в любые вузы, об этом свидетельствует как рост числа сельских школьников, поступивших в вузы, так и увеличение числа студентов из других регионов в вузах Санкт-Петербурга и Москвы. Анализ итогов ЕГЭ может использоваться для выявления сильных и слабых мест в преподавании отдельных предметов, в учебных программах и учебниках, в работе учителей, образовательных систем в отдельных регионах России и стране в целом. В результате проведения ЕГЭ начало складываться сообщество высококвалифицированных экспертов по проверке и оценке работ выпускников. ЕГЭ послужил катализатором формирования системы общественного контроля за качеством образования, в том числе института общественного наблюдения за соблюдением процедур проведения ЕГЭ. Единый государственный экзамен стал первым шагом к нормативному осуществлению и фиксации оценки результатов обучения в электронном виде.

Считаю также важным вывод комиссии, что проверка знаний в форме ЕГЭ признана эффективной и перспективной.

Ольга ЛАРИОНОВА, руководитель Департамента образования Москвы:

- 2009 год стал последним годом выполнения государственного контракта «Информационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием профессионально-кадрового потенциала системы образования города Москвы», который столица заключила с Рособразованием как регион-консультант. Основным смыслом работы было создание дополнительных возможностей для освоения работниками образования эффективных методов и средств осуществления профессиональной педагогической деятельности в условиях интенсивно изменяющихся задач и требований, в том числе обусловленных национальной образовательной стратегией «Наша новая школа».

Московский институт открытого образования, который был главным координатором и исполнителем работы по госконтракту, обеспечил выполнение работ по методической и научной поддержке реализации комплексных проектов модернизации образования с использованием экспертного потенциала системы образования Москвы.

Мы решили сразу, что не будем никого ничему учить, а будем вовлекать коллег из разных регионов в проработку сложных проблем. Для этого мы предложили коллегам создавать профессиональные коалиции, вступать в профессиональные коммуникации, привлекая к взаимодействию специалистов, разрабатывающих и реализующих инновационные образовательные программы. Разработанная для этого модельная схема предусматривала актуализацию принципов единства в многообразии и корпоративности как основы сохранения и развития региональных образовательных систем в структуре единого образовательного пространства Российской Федерации, ориентацию на активизацию работников образования, включенных в КПМО, разработку методических и учебных материалов по актуальным направлениям модернизации российского образования, рассчитанную на консультирование с использованием интернет-технологий.

В работе также участвовали НИИ ИСРО, МГПУ, МГППУ, МГПИ, окружные методические центры Москвы, городские экспериментальные площадки, более 200 разнонаправленных специалистов, располагающих потенциалом для решения поставленных государственным заказчиком задач в соответствии с заданными требованиями. В результате выполненных работ была создана документационная база из нескольких десятков локальных нормативных актов, разработан пакет образовательных программ повышения квалификации и методических комплектов к ним, создан целевым назначением сайт, на котором размещаются разноуровневые материалы и осуществляется профессиональная коммуникация.

Выполнение работ предполагало участие в программе поддержки других регионов, поскольку инновационные разработки столичного образования были признаны крайне полезными для успешной реализации комплексных проектов. Мы провели семинары и «круглые столы» по обмену опытом с коллегами из Ярославской, Костромской, Владимирской, Тамбовской, Астраханской, Смоленской, Брянской, Пензенской областей, Республики Саха (Якутия), с Дальнего Востока и многих других регионов России, презентации отчетов школ - победителей национального проекта с приглашением руководителей образовательных учреждений из различных субъектов РФ, широко использовали Интернет для проведения консультативной работы и по обмену опытом с регионами России.

Ольга РОЙТБЛАТ, ректор Тюменского областного государственного института развития образования (ТОГИРРО), к.п.н., народный учитель Российской Федерации, руководитель проекта «Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО) с использованием опыта модернизации образования Тюменской области» в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы:

- Тюменская область - регион-консультант наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

Она по праву может считаться маяком, который помогает другим регионам сориентироваться в бурном море экономических и социальных изменений. Область известна и как передовик образовательной реформы. Особую роль в процессах модернизации отрасли занимает Тюменский областной государственный институт развития образования, который генерирует стратегические идеи и воплощает их в жизнь. В рамках реализации Федеральной целевой программы на 2006-2010 годы институт реализовал два государственных контракта по проекту «Организационно-методическое сопровождение и методическая поддержка реализации комплексных проектов модернизации образования (КПМО) с использованием опыта модернизации образования Тюменской области».

К Тюменскому опыту был проявлен огромный интерес. Участниками проекта стали более 30 регионов. Обучено более 2600 руководителей и специалистов финансово-экономических служб, органов управления образованием регионов России, проведены интернет-форумы по 6 направлениям, on-line-конференции, 1500 консультаций, 15 видеоконференций, в которых приняли участие более 6500 человек.

Выпущены учебно-методические комплекты с мультимедиапособиями (46800 экземпляров). Создан интернет-портал, разделы которого предназначены для организации оперативного доступа к информационным ресурсам учебно-методического, справочного и информационного назначения, размещенным как на самом портале, так и на других порталах и сайтах, с помощью создания веб-интерфейсов, системы поиска, навигации и баз данных, создан фильм «Тюменский вариант».

Проект уникален по своей сути, поскольку он позволил всей Тюменской области выйти на новый уровень повышения квалификации работников образования, перейти от репродуктивного обучения к интерактивному, от простой трансляции знаний к общению и взаимообогащению.

Наша работа как региона-консультанта расширяется и совершенствуется, к ней подключаются все новые и новые территории, обобщается опыт, на основе которого издаются учебно-методические комплекты. При поддержке правительства области и Департамента образования и науки совместно с электронным издательством «Медиаресурсы для образования и просвещения» ТОГИРРО издал серию из 57 дисков «Золотые уроки. Медиатека опыта лучших школ и учителей Тюменской области».

Виталий РУБЦОВ, ректор Московского городского психолого-педагогического университета:

- Меня порадовало, что в 2009 году наконец была осознана идея принципиального изменения инструментов оценки образовательных результатов, в профессиональном сообществе появилась ясность, что измеряет ЕГЭ, какие нужны дополнительные инструменты, чтобы оценить достижения учащихся.

В 2009 году для меня принципиально важной была тяжелейшая содержательная и крайне необходимая работа над стандартами общего начального образования, в которой и я, и мои коллеги из высшей школы принимали самое активное участие. Отмечу также работу над стандартами высшего профессионального образования. Российская академия образования очень сильно поддержала ректоров педагогических вузов в создании проектов стандартов. Безусловно, для нас очень важна инициатива Президента РФ «Наша новая школа», в связи с которой перед нами поставлена задача подготовки новых педагогических кадров. Так что разработка стандартов была очень своевременной. Для МГППУ принципиально важной в 2009 году была победа в конкурсе проектов стандарта психолого-педагогического образования, над которым мы работали вместе с МГПУ, психологическим факультетом МГУ имени М.В.Ломоносова, другими образовательными учреждениями. Речь идет не о простом увеличении количества часов на изучение психологии будущими педагогами, а о качественном изменении содержания и структуры подготовки учителя. Если мы говорим о модернизации системы школьного образования, то должны сказать, что точно так же должны измениться содержание и структура самого педагогического образования.

Виктор МАТРОСОВ, ректор Московского педагогического государственного университета:

- Несомненно, самым главным событием года стало решение Президента РФ Дмитрия Медведева о том, чтобы признать наш вуз национальным достоянием России. Надо сказать, что впервые эта идея возникла еще в 1997 году, но было много препятствий в ее реализации. Могу сказать, что к этому статусу мы шли более десяти лет. Нас поддерживала министр культуры Наталья Дементьева, посетившая наш вуз, но тогда по каким-то причинам на это был наложен мораторий. Идею поддерживал и президент Владимир Путин, который убедился в том, что мы этого заслуживаем, и подписал наше прошение. Но мораторий все-таки, несмотря на это, был продлен - чиновники оказывались сильнее министра и президента. Нас поддержал Дмитрий Анатольевич Медведев, который, еще не будучи президентом, побывал в МПГУ и обещал вопрос решить. Обещание президент выполнил - в этом году наш университет стал национальным достоянием. Скажу, это решительный шаг для модернизации высшего педагогического образования, ведь сегодня это решение позволяет существенно поднять зарплату педагогов вуза, а значит, повысить качество их работы, дать возможность приглашать в вуз на работу видных педагогов и ученых.

Лично для меня событием стало открытие в главном корпусе МПГУ филиала вузовского музея. Там представлена коллекция Владимира Потемкина. Раньше картины, среди которых подлинники Репина, Коровина и других выдающихся художников России, находились в запасниках нашего музея в корпусе на Юго-Западе. Сегодня они перевезены на Пироговку, и все студенты нашего университета - и не только - могут приобщиться к высокому искусству. Для будущего педагога, считаю, это очень важно.

Николай БУЛАЕВ, руководитель Федерального агентства по образованию, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный учитель РФ:

- Самым главным в 2009 году для меня было то, что даже в условиях экономического кризиса наша отечественная система образования устояла. Мы не потеряли того, что имели, мы нацелены в завтрашний день, в котором, уверен, наши образовательные учреждения будут не только работать, но еще и развиваться. В новом году перед системой образования будут поставлены масштабные задачи, которые, надеюсь, помогут добиться высокого качества в ее деятельности. Что касается личной жизни, то я получал удовлетворение от встреч со всей моей большой семьей, с внуками. Это, так сказать, небольшие, но такие важные для меня радости. Я родился 1 сентября, в этом году отметил свой 60-летний юбилей. И, конечно, важным событием для меня стало награждение довольно значительной государственной наградой. Это значит, что мою работу на самом высоком уровне заметили и оценили.

Геннадий БОРДОВСКИЙ, ректор Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена:

- В уходящем году университет принял участие в создании стандартов высшего педагогического образования, и наш стандарт победил в конкурсе. Год запомнился тем, что возникла неопределенность в судьбе высшего педагогического образования, потому что за декларациями о его изменении вроде бы в лучшую сторону явно угадываются намерения реструктуризации, но пока не просматриваются критерии, по которым нужно оценивать образовательные учреждения, имеющие право готовить учителей. Я убежден, что у них есть на это право не по названию, а по своей сути, по тем комплексам возможностей, которыми необходимо располагать, чтобы подготовить высококачественного учителя. Я был огорчен, что в 2009 году РГПУ не стал национальным исследовательским университетом - не победили в конкурсе. Огорчило, что в списке вообще нет ни одного российского педагогического вуза. Мы подготовили чрезвычайно актуальную программу, поскольку ни одной проблемы в стране нельзя решить без понимания того, что все начинается в системе образования. Есть такой лозунг: «Школа - колыбель модернизации». Я с ним согласен. Проблемы, которые есть в образовании, настолько велики и комплексны, что их решение не менее важно, чем развитие нанотехнологий. Ведь здесь нельзя надеяться, что с ними можно справиться традиционным явочным порядком.

Хусейн ЧЕЧЕНОВ, председатель комитета Совета Федерации по образованию и науке:

- За текущий год в сфере образования комитетом было подготовлено к рассмотрению в Совете Федерации 27 федеральных законов, из них - 9, где комитет был ответственным исполнителем, и 18 - соисполнителем.

Принятые федеральные законы направлены на решение проблем, связанных с деятельностью федеральных университетов: закрепления статуса Московского и Санкт-Петербургского государственных университетов, обеспечения принципа социального равенства граждан России в сфере дошкольного образования, организации и функционирования студенческих отрядов и др.

Важным направлением работы стала организация и обеспечение работы Комиссии по изучению и оценке результатов эксперимента по введению единого государственного экзамена, возглавляемой председателем Совета Федерации. Комиссией был подготовлен итоговый документ с выводами и предложениями. Среди них предоставление возможности выпускникам школ использовать ЕГЭ в качестве добровольной формы проведения государственного экзамена; необходимость совершенствования системы подготовки и экспертизы контрольно-измерительных материалов; законодательное закрепление положений о проведении экзаменов по гуманитарным предметам (литературе, истории России, обществознанию и иностранным языкам) в традиционной форме.

В июне 2009 года состоялись парламентские слушания, посвященные проблемам развития систем НПО и СПО, «Создание эффективной системы начального и среднего профессионального образования в Российской Федерации: законодательный аспект». По итогам состоявшегося обсуждения были приняты рекомендации парламентских слушаний в адрес федеральных и региональных органов государственной власти. В частности, Правительству Российской Федерации рекомендовано разработать стратегию развития системы начального и среднего профессионального образования в рамках государственной программы «Образование как основа инновационной экономики (2009-2012 годы)». Также рекомендовано разработать и внести в Госдуму проект федерального закона, обеспечивающего формирование благоприятного налогового режима для работодателей, вкладывающих средства в систему профессионального образования.

Григорий БАЛЫХИН, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию:

- Главным событием года для меня стало Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Почему? Потому что два года подряд президент страны по существу говорит об одной и той же чрезвычайно важной проблеме - о развитии отечественного образования. Все начинается со школы, с воспитания, с обучения учащихся. С моей точки зрения, и сама инициатива президента «Наша новая школа», и те задачи, которые определены как приоритетные при реализации послания, - беспрецедентный факт в жизни России. Думаю, пока президент будет ставить этот вопрос во всех своих посланиях, мы будем реально решать проблемы нашей школы. Есть у меня еще и личное событие в уходящем году - принятие Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам выплаты стипендий и организации образовательного процесса в образовательных учреждениях», принятый в июле по нашей инициативе. Суть закона - установление выплаты стипендий с начала учебного года до сдачи зачетов и (или) экзаменов в рамках первой текущей аттестации всем студентам очной формы обучения, зачисленным на первый курс, уравнивание положения студентов-заочников, поступающих в 2009 году, в отношении программ обучения, со студентами очных отделений. Этот законопроект у меня остался в памяти, хотя он прост. Я его оцениваю как антикризисный закон, потому что он восстанавливал справедливость. Мы боролись за этот закон, так как Правительство РФ дало на него отрицательное заключение. У меня был довод: если вы устраиваетесь на работу, то вам не могут начать платить зарплату через полгода, а студентам платят стипендию только после сдачи первой сессии, по ее итогам. Считаю, что мы восстановили справедливость.

Алексей ГОЛОВАНЬ, уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ:

- Главным событием в 2009 году для меня стало, конечно, назначение на должность уполномоченного по правам ребенка при Президенте РФ. В 2009 году шел процесс становления Института уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации. Важно, что по Указу Президента РФ предусмотрено создание института таких уполномоченных в субъектах РФ, сейчас такие уполномоченные появляются в различных регионах, принимаются соответствующие законы. Например, в Санкт-Петербурге недавно принят Закон «Об уполномоченном по правам ребенка».

Еще одно важное событие - ликвидация должности уполномоченного по правам ребенка в Москве. Для меня объективных оснований для ликвидации этой должности в Москве нет, я считаю, что это большая ошибка. К сожалению, есть миф о том, что в столице все проблемы с соблюдением прав ребенка уже решены, что Москва все делает правильно, но это только миф. Кроме того, меня серьезно беспокоило то, что в России резко увеличилось количество случаев «дележа» детей родителями. Практика показала, что, когда родители начинают делить ребенка, определять, с кем из них он будет жить, наблюдается массовое нарушение прав детей. Наше семейное законодательство было принято в основном в 1995 году, во многом базировалось на прежнем советском законодательстве. В результате сегодня очень часто ребенок передается тому родителю, с которым он не хотел бы жить. В связи с этим необходимы изменения как в семейном законодательстве, так и в процессуальном. Иначе будут страдать дети.