Эти требования выражены в ФГОС НОО в следующей целевой установке:

формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

Программа учебного предмета «Окружающий мир» комплекта «Начальная школа XXI века» предусматривает решение важнейших задач патриотического, нравственного, этического воспитания младших школьников. Уже во 2-м классе дети начинают оперировать понятием «Родина», которое от класса к классу постепенно наполняется новым содержанием и расширяется:

Родина, Отечество, Отчизна - слова, похожие по значению. Они обозначают то место, где человек родился, где он живет, работает и учится, где живут его родные, близкие, друзья.

Мы живем в Российской Федерации (России). Это наша Родина. Мы россияне.

В нашей стране много больших и малых городов, среди которых есть древние, с богатой историей и культурой.

Наша Родина имеет великое прошлое. История родной страны поучительна и интересна.

Родной край - частица нашей Родины.

Основной закон нашего государства - Конституция РФ.

Содержание учебников структурировано таким образом, что развивает представления младших школьников об окружающем мире, начиная с того, что находится рядом, вокруг ребенка. Постепенно объектами изучения становятся история России, культура русского общества, трудовая деятельность в разные исторические времена.

Подготовка к изучению истории начинается со 2-го класса (рубрика «Путешествие в прошлое»), а знакомство с собственно историческими сведениями начинается в 3-м классе: дети узнают о становлении в обществе норм и правил поведения и взаимоотношений, о том, как шло развитие культуры России. Ученики знакомятся с открытием первых школ при Ярославе Мудром, обсуждают нравственные заповеди Владимира Мономаха из его «Поучения» («Не ленитесь, не обижайте никого, заботьтесь о больных и бедных, защищайте обиженных»). Третьеклассники узнают о том, какую роль сыграло в развитии просвещения принятие на Руси христианства. В 4-м классе школьники знакомятся с понятием «культура» и его составляющими: письменностью, образованием, искусством и др.

В последнее издание учебников 3 и 4-го классов авторы включили новую рубрику «Знакомься: наша Родина». С целью расширить представления младших школьников о родной стране: ее культуре, достопримечательностях, жизни и быте разных народов. Тексты, помещенные в этой рубрике, помогают учителю организовать воображаемые путешествия по России. Например, изучая тему «Человек и растения», третьеклассники «побывают» в лесах Дальнего Востока и познакомятся с женьшенем - удивительным растением, которое произрастает только в этих краях. Знакомство с заповедником «Галичья гора», что находится на берегу реки Дон, расширит знания детей о Красной книге и объектах фауны, внесенных в нее. Этот урок имеет и большую воспитательную ценность, так как учащиеся узнают о бережном отношении человека к родной природе. Четвероклассники, продолжая работу с рубрикой «Знакомься: наша Родина», совершают воображаемое путешествие на остров Врангеля, где в зимних убежищах появляются на свет маленькие, величиной с котенка, белые медвежата. При желании можно «побывать» у поморов и узнать об их быте, культуре, народных промыслах или в Пинежском заповеднике - маленькой стране необычных природных явлений, пещер, буреломов и оврагов. Материал рубрики «Знакомься: наша Родина» не является обязательным для учащихся, учитель использует его для расширения детского кругозора, развития их общей культуры и интереса к родной стране, и это, безусловно, поможет решить задачу, поставленную в новом стандарте:

формирование «уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, ее современной жизни.

Существенное место в авторской программе занимает материал, который знакомит младших школьников с тем, как менялись границы России, как развивались отношения нашего государства с другими странами. Например, в 4-м классе при изучении темы «Дружбу водить - добрым быть» дети получают представления об особенностях природы, культуры, жизни и быта таких стран, как Япония, Китай (восточные соседи России), Финляндия, Дания (западные соседи России). Уже названия текстов, помещенных в учебнике, формируют познавательный мотив учеников: почему, к примеру, Японию называют Страной восходящего солнца, а Китай - Страной природных контрастов. У детей воспитываются доброжелательность, осознание ценности культуры любого народа, понимание того, что общечеловеческая культура складывается из культуры каждого народа, живущего на нашей планете. Все это дает возможность выполнить ряд требований стандарта второго поколения:

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального общества.

Важным требованием стандарта является воспитание у младшего школьника осознания ценности человеческой жизни, необходимости заботиться о здоровом образе жизни. Эти личностные характеристики ребенка входят в портрет выпускника начальной школы:

выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

В анализируемой авторской программе представлено содержание, которое обеспечивает «решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально-положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств». От класса к классу «развертывается» содержание для решения этой задачи. Дети узнают о правилах поведения в школе, в других общественных местах; обсуждая различные жизненные ситуации, усваивают нормы культурного поведения, правила взаимоотношений в коллективе и здорового образа жизни. Это содержание раскрывается в темах «Кто живет рядом с тобой?», «Кто ты такой?», «Что такое здоровье?» и др. Например, первоклассники изучают тему «Мы школьники», второклассники обсуждают ситуации «Если у тебя плохое настроение», «Если ты чувствуешь усталость», «Трудная задача», «Если с тобой разговаривают невежливо», «Если хочется покапризничать», «Почемучка - это хорошо или плохо?».

При переиздании учебников (2008 г.) был значительно расширен материал социальной экологии. В учебнике 4-го класса подробно раскрывается не только тема «Организм человека», но и отводится значительное место формированию элементарных психологических знаний четвероклассников: что такое эмоции и чувства; зачем человеку внимание и память; чем человек отличается от животного и др. Расширен раздел «Человек и здоровье». Теперь дети знакомятся с нормами безопасной жизни: закаливанием, вредными привычками, правилами безопасного пользования огнем, газом, электричеством, компьютером и др. Впервые учебники дополнены материалом о первой помощи при травмах, несчастных случаях, заболевании.

Существенен вклад предмета «Окружающий мир» и в решение другой важнейшей задачи образования, определенной стандартом:

осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

«Окружающий мир» комплекта «Начальная школа XXI века» создавался как интегрированный курс, и в этом кроется его особая роль, и в развитии школьника, и в его дальнейшем успешном обучении по многим школьным предметам. Еще Гегель был убежден, что познание отдельных сторон действительности вне их взаимосвязи рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость». Нам ясно, что великий философ предостерегал от поверхностного, оторванного от реальной жизни изучения мира. В природе и обществе все связано между собой, и эту связь осуществляет человек. Именно его деятельность и становится для младших школьников своеобразным критерием оценки существующих связей и зависимостей между природой, человеком и обществом.

Исходя из этого ведущей линией содержания, на которой «лежит ответственность» за осуществление указанных интегративных связей, авторы комплекта сделали раскрытие роли человека в природной и социальной среде. Заглянем в учебник для 3-го класса. Каждый раздел, раскрывающий разные стороны естественно-научного содержания, завершается темой «Человек и...». Например, когда школьники изучают тему «Условия жизни на Земле» и знакомятся с тем, как человек познает мир, они высказывают предположение: «Что в природе могло подсказать человеку идею создания разных предметов (самолета, подводной лодки, печи, ткацкого станка и др.)?». Изучение темы «Растительный мир Земли» заканчивается разговором о том, как развивалась история взаимоотношений человека с растительным миром: как и почему возникло земледелие, как человек повлиял на расселение культурных растений, почему растет число черных, красных и оранжевых страниц Красной книги и что должны делать люди, чтобы увеличивались ее зеленые страницы.

Авторы убеждены, что такой подход к расположению учебного материала позволяет не только расширять знания младших школьников, но и одновременно решать очень важную нравственную проблему: человек внимательно наблюдает за всем, что происходит в природе и открывает законы, по которым она живет. Вмешиваться в них неграмотно и неосторожно нельзя; к природе нужно относиться внимательно, хорошо знать правила взаимоотношений с ней, чтобы не навредить ни природе, ни человеку.

Если учителю удается строить процесс обучения предмету «Окружающий мир» на основе интеграции, то ему в полной мере удастся достичь личностного развития учащихся, т. е. выполнить требования стандарта:

формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий.

Давайте зададим себе вопрос: «Почему при проверке знаний младшие школьники показывают достаточно высокий уровень осведомленности по программным темам, но менее 20 % учащихся справляются с заданиями на анализ, обобщение, поиск необходимой информации?». Оценка результатов обучения младших школьников по данному предмету показывает, что дети легко отвечают на «прямые» вопросы, связанные с формальным запоминанием текстов учебника. Особенно полными и детальными ответами отличаются те учащиеся, которые имеют хорошую память и почти дословно запоминают текст. Но вот тем же учащимся предлагают выполнить задание, которое требует использования приобретенных знаний, применения полученной информации в нестандартных ситуациях, т. е. в таких, которые дети еще «не проходили» на уроках. И ученики растеряны, не видят способов решения, число правильных решений резко сокращается.

Почему это происходит? Одна из причин этого - ограничение процесса учения актом заучивания информации, отсутствие возможности работать с ней: рассуждать, искать доказательства; спорить, выдвигать гипотезы, исследовать и т. д. Именно поэтому при разработке программы обучения по «Окружающему миру» авторы комплекта «Начальная школа XXI века» специально предусмотрели формирование учебных умений, которые характеризуют учебную деятельность школьников: принимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать, классифицировать; работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Такая позиция оказалась весьма перспективной, так как сегодня она полностью согласуется с новым стандартом начального образования. Вот некоторые его позиции:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

освоение способов решения проблем поискового характера;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родо-видовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Приведем примеры.

При изучении темы «Рыбы» третьеклассникам предлагается работа в парах. Учащиеся, используя имеющиеся знания, выбирают из нескольких вариантов верные ответы. Для этого они должны наметить план действий: прочитать все варианты, обсудить истинность или ложность суждений; привести доказательства своей точки зрения. Например, дети приходят к выводу, что высказывания «рыбы дышат так же, как звери» и «все рыбы - всеядны» неверны, а суждение «среди рыб есть хищные, растительноядные и всеядные» верно. Очевидно, что главным здесь является не найденный правильный ответ (закономерный результат деятельности детей), а процесс обсуждения, который приводит к правильному ответу. Изучая тему «Что создавалось трудом ремесленника?», третьеклассники оперируют понятиями «ремесло», «ремесленник», «совместный труд», составляют схему «Ремесла в России XVII-XVIII веков», которая строится на классификации разных видов ремесел по результату труда (строительные, обработка металла, дерева, гончарное ремесло и др.).

В 4-м классе при изучении темы «Как возникла письменность?» учитель предлагает высказать предположения: «Отличается ли общество, люди которого умеют читать и писать, от общества, где все неграмотны?», «Почему была необходима письменность на Руси? Какое значение имело книгопечатание для развития русского государства?». Свои высказывания дети сверяют с текстом учебника и приходят к выводу: «Современное общество нельзя представить без образованных людей. Чем больше их в стране, тем лучше развивается экономика, больше совершается научных открытий. Появление на Руси книгопечатания помогло распространить грамотность по всей русской земле».

Вдумаемся, сколько образовательных задач решается в подобных ситуациях: школьники учатся вести дискуссию (пока вдвоем); высказывать предположения; анализировать предложенные суждения; оценивать доказательства, соотносить их с изученным материалом и т. д. Все это и есть конкретные учебные действия, которые составляют учебную деятельность младшего школьника. Таким образом, система заданий к текстам учебника, упражнения поискового, исследовательского характера, данные в рабочих тетрадях, способствуют формированию компонентов учебной деятельности и развивают способность младшего школьника к самообразованию.

Особое внимание при изучении «Окружающего мира» уделяется накоплению чувственных представлений о природе, обществе и человеке. Это полностью согласовывается с позицией стандартов:

освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., получение информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

Каждый педагог знает, как важен чувственный опыт младшего школьника для успешного познания мира и как важна в начальной школе работа по дальнейшему совершенствованию сенсорных процессов. Известно, что чувственные восприятия, хотя еще весьма «смутные», образуются у ребенка с первых дней его жизни: он смотрит, слушает, осязает, ощущает вкус, запах, холод и жару. Но чтобы эти пока «смутные» ощущения поднялись до четких представлений, а затем и понятий, их нужно выстроить в определенные системы, связать с мышлением, речью. Это одна из самых главных задач процесса ознакомления младшего школьника с окружающим миром, потому что нельзя построить изучение окружающего мира только на чувственных образах, в этом случае обучение будет проходить, как говорят психологи, «на созревших плодах». Постоянно наблюдая явления окружающего мира и находясь во взаимодействии с его объектами, младший школьник должен приобретать не только богатый чувственный опыт, у него должны развиваться универсальные умения познавательной деятельности (анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы), т. е. то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее. Именно это дает скачок в развитии логического мышления, связной речи, способности рассуждать, создавать новое, импровизировать.

Вся логика построения процесса изучения «Окружающего мира» направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления мотива познавательной деятельности. Этот метод обучения имеет особое значение в развитии логического мышления и связной объяснительной речи (речи-рассуждения). Истина самого слова, логические упражнения мысли - вот те элементы развития, которые, по мнению Ушинского, рождаются в процессе изучения ребенком мира, например мира природы. «Все, что есть в речи логического, - писал великий педагог, - проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

Деятельность, которой занимаются дети на уроках «Окружающего мира», способствует развитию важных умений: школьники ставят и решают проблемные задачи, применяют логические операции, проводят сравнение, классификацию, находят причинные зависимости и пр. С развитием мышления тесно связано и формирование коммуникативных умений: участие в диалоге, в совместном обсуждении проблемы, построении связного повествования и др. Все эти виды работ, которые предусматривает комплект «Начальная школа XXI века», способствуют решению задачи, поставленной в стандарте:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Делая вывод, обратим внимание на одну важнейшую особенность содержания предмета «Окружающий мир» - определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных курсах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Данная особенность процесса изучения мира распространяется на все его существенные стороны - природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Именно эта уникальность отмечается в документах нового образовательного стандарта, значительная часть содержания которого может быть с успехом реализована на уроках «Окружающего мира». Если это поймет и примет учитель, то требования стандарта к освоению основной образовательной программы начального общего образования по всем трем показателям - личностные, метапредметные и предметные результаты - будут выполнены.

Н.Ф. ВИНОГРАДОВА