учет индивидуальных, возрастных и психологических особенностей обучающихся, роли и знания видов деятельности и форм общения для определенных целей образования и воспитания и путей их достижения,

обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

Курс «Обучение грамоте» в комплекте «Начальная школа ХХI века» ориентирован на возрастные особенности первоклассников: 1) переход от свойственного дошкольникам наглядно-образного мышления к логическому мышлению, необходимому для школьного обучения; 2) переход от важнейшей для дошкольников игровой деятельности к ведущей деятельности младшего школьника - учебной.

Научить детей учиться - именно на это направлены практически все задания «Букваря» и рабочих тетрадей. Надо отметить, что эта задача была поставлена в комплекте «Начальная школа ХХI века» более 10 лет назад и сформулирована в программе «Учебная деятельность», которая предшествовала всем предметным программам комплекта. В этой программе представлены требования к основным учебным умениям, определяющим успешность обучения младших школьников:

умение принимать и решать учебную задачу;

умение анализировать, сравнивать, классифицировать;

самостоятельное построение и преобразование различных моделей (в соответствии с содержанием учебного материала);

контроль и самоконтроль;

оценка и самооценка;

осознание уровня владения тем или иным способом действия.

На уроках обучения грамоте в соответствии с программой, созданной авторами комплекта «Начальная школа ХХI века», первоклассники прежде всего учатся думать, анализировать, сравнивать, искать сходство и различие, осознавать, как это делается, доказывать свою точку зрения, то есть первоклассники учатся учиться и при этом овладевают всеми необходимыми знаниями и умениями в области родного языка.

Легко заметить, что эти задачи, поставленные в комплекте «Начальная школа ХХI века» перед курсом «Обучение грамоте» и реализуемые в «Букваре», текстуально почти совпадают с «Требованиями к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», сформулированными в Федеральном государственном образовательном стандарте:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Все языковые отношения усваиваются первоклассниками при обучении грамоте с помощью самостоятельного построения моделей - сначала модели предложения, затем модели звукового состава слова и т. д. При этом дети учатся новому способу мышления, постепенно переходя от наглядно-действенного и наглядно-образного мышления к логическому. В то же время построение моделей дает возможность формировать у первоклассников важнейший компонент учебной деятельности - развернутые действия контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждого задания, а вслед за этим и умение самостоятельно оценивать выполненное действие.

Необходимо особо отметить, что в соответствии с возрастными особенностями первоклассников все знания, которые дети получают при обучении грамоте, закрепляются в специально разработанных для этого курса играх, являющихся обязательным и очень важным компонентом каждого урока. Это делает процесс обучения интересным и увлекательным для первоклассников, обеспечивая в том числе и мягкую адаптацию к школьному обучению.

В требованиях стандарта к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования особым пунктом выделяется следующее положение:

принятие и освоение специальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Мы полагаем, что это важнейшее требование может быть выполнено лишь в том случае, если учебник, по которому учатся первоклассники, будет максимально учитывать индивидуальные особенности школьников. При этом надо помнить, что разброс индивидуальных особенностей особенно велик у первоклассников, приходящих в школу с очень разным уровнем готовности к обучению. В «Букваре» и в соответствующих рабочих тетрадях в каждом уроке имеются задания разного уровня сложности, направленные на решение одних и тех же учебных задач.

Все обучение по «Букварю» строится таким образом, чтобы на уроках было интересно всем. Как только дети начинают читать, каждый урок включает задания для тех, кто только учится чтению слога, для тех, кто может читать слова, состоящие не более чем из двух слогов, для тех, кто может читать очень короткие предложения, и, наконец, тексты для тех, кто уже хорошо читает. При этом задания даются таким образом, чтобы ребенок с помощью учителя мог сам проанализировать причину своей ошибки и мог сам ее исправить.

Понятно, что такое построение учебника и самого процесса обучения, естественно, приводит к формированию личностного смысла учения и развитию учебной мотивации.

Во II части «Букваря», когда первоклассники уже умеют читать, очень большое внимание уделяется работе с прочитанными текстами. Вопросы, которые авторы «Букваря» ставят перед детьми, как правило, не имеют однозначного ответа, они требуют раздумья от первоклассника, умения четко формулировать свою точку зрения и отстоять ее c приведением доказательств из текста. Таким образом, и подбор текстов в «Букваре», и формулировка вопросов позволяют в полной мере выполнить еще одно требование нового стандарта:

готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Хотелось бы коротко остановиться и на тех требованиях к предметным результатам освоения основной образовательной программы начального образования, которые сформулированы в новом стандарте.

Хотя эти требования относятся к выпускникам начальной школы - четвероклассникам, а отнюдь не к первоклассникам, надо отчетливо осознавать, что формирование этих знаний и умений нужно начинать с первого школьного дня. И мы можем с уверенностью сказать, что такие требования к области «Филология», как:

- овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;

- осознание значимости чтения для личного развития; формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;

- понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, успешно выполняются при обучении грамоте по «Букварю» комплекта «Начальная школа ХХI века».

Мы уже говорили о том, как дети при обучении грамоте используют языковые единицы, строя модели предложений, анализируют звуковой состав слова, отражая в модели характеристики звуков: гласный - согласный, гласный ударный - безударный, согласный твердый - мягкий, звонкий - глухой. В «Букваре» даны интересные, но достаточно сложные для детей задания по преобразованию моделей, по подбору слов к определенным моделям и т. д. Причем работа над этим продолжается в процессе обучения всего «Букваря», несмотря на то что одновременно идет и обучение чтению. Практически в каждом уроке первоклассники выполняют задания, которые требуют использовать знания для решения познавательных и практических задач. Но поскольку все эти задания даются в разнообразной игровой форме, первоклассники выполняют их с удовольствием.

Что касается перечисленных выше требований нового стандарта к чтению, то они достигаются несколькими путями. Во-первых, подбором текстов для чтения: они интересны для первоклассников, их хочется прочитать, их интересно обсудить с товарищами, о них можно поспорить, и дети спорят, доказывая свою точку зрения. Во-вторых, построением урока, подбором текста для каждого читающего в соответствии с его читательскими умениями, общей положительной эмоциональной атмосферой в классе, которая задается в том числе и вопросами «Букваря», учитывающими возможности начинающего читателя.

Необходимо сказать еще об одном аспекте обучения грамоте, который в настоящее время (в условиях значительной миграции населения в России, когда в школах с русским языком обучения учатся дети самых разных национальностей) становится особенно значимым. Принципы построения «Букваря» окажут неоценимую помощь детям, для которых русский язык не является родным и которые с рождения говорят на языке с другой фонетической системой. То внимание, которое уделяется в «Букваре» работе со звуками речи, позволит этим детям успешнее овладевать курсом русского языка, где, естественно, большое место уделяется изучению фонетики.

Мы надеемся, что обучение грамоте по «Букварю», входящему в комплект «Начальная школа ХХI века», доставит удовольствие и первоклассникам, и их учителям. Кроме того, результаты, которые могут быть достигнуты уже на самом первом этапе обучения в начальной школе, позволят констатировать, что требования нового стандарта выполнены учителями и их воспитанниками полностью.

Л.Е. ЖУРОВА