- Константин Леонидович, в связи с появлением проекта федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в профессиональной прессе появляется все больше информации о соответствии учебников, уже много лет известных на рынке учебной литературы, требованиям ФГОС НОО. Как вы относитесь к такого рода заявлениям?

- С определенной долей иронии. Причем независимо от того, что именно заявляется - полное соответствие требованиям стандарта второго поколения или соответствие стандартов существующим комплектам. Если вы обратили внимание, мы достаточно долго не делали на эту тему никаких серьезных заявлений. Нашу позицию просто сформулировать: прежде чем что-либо во всеуслышание сообщать, надо убедиться на все сто процентов в справедливости высказывания. В условиях, когда документы по образовательным стандартам второго поколения еще не были утверждены, однозначно говорить о соответствии наших учебников федеральному государственному образовательному стандарту мы не считали возможным. Да и сейчас, до утверждения документов, определяющих технологию учебного процесса (я имею в виду примерную основную образовательную программу), можно сказать только о том, что идеи, положенные в основу построения нашего комплекта «Начальная школа XXI века», соответствуют педагогической парадигме нового стандарта. Приведу один конкретный пример. Формирование универсальных учебных действий, навыков работы в паре, в группе, навыков оценки и самооценки, формирование гражданской позиции - все это было заложено в основу построения комплекта «Начальная школа XXI века», а сейчас эти требования зафиксированы как ведущие в новой начальной школе.

- Из того, что вы сочли возможным сделать такое заявление, следует понимать, что на сегодняшний день в издательстве уже проведен анализ программ и учебников комплекта «Начальная школа XXI века» и сделаны определенные выводы?

- Безусловно. Результаты этого анализа мы представляем сегодня. Надеемся, что после ознакомления с представленными ниже материалами специалистам станет понятно, что мы не грешим против истины, заявляя, что содержание, принципы построения и подачи материала, заложенные в наших учебниках, не только не расходятся с основными требованиями нового стандарта, но и полностью лежат в русле этих требований. Сделать такой вывод нам позволяет и участие в анализе наших учебников специалистов, участвовавших в разработке примерных программ и планируемых результатов начального общего образования. Среди разработчиков, кстати сказать, есть и авторы учебников комплекта «Начальная школа XXI века» (Н.Ф.Виноградова, С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, О.А.Рыдзе, Е.А.Лутцева и др.).

- Вы хотите сказать, что учебники комплекта «Начальная школа XXI века» могут использоваться в школах, принявших решение о переходе на обучение по ФГОС НОО?

- Мы считаем, что учителя, принявшие решение о переходе на обучение по стандарту второго поколения в 2010 году, не будут испытывать серьезных затруднений при использовании наших учебников. К 2011 году, когда Федеральным законом №309 предусматривается полный переход на обучение по ФГОС НОО, мы сможем предложить школе доработанный вариант комплекта. Сейчас мы готовим к экспертизе на соответствие новым стандартам учебники. Они не перерабатываются кардинально, но в методический аппарат, в аппарат ориентировки и в справочный аппарат вносятся изменения, для того чтобы соответствие новым требованиям стало более явным и для учителя, и для ребенка. Внесены необходимые изменения и в пособия для учителя. Это объясняется тем, что для нас одной из приоритетных остается задача сделать работу учителя максимально эффективной, заранее предложив ему варианты решения проблем, возникающих в учебном процессе.

Результаты нашей работы оценят как учителя, работающие по нашему комплекту сегодня, так и те, кто выберет его в будущем.

Мы уверены, что оправдаем их ожидания!