Ранее на пресс-конференции руководителя Управления образования Петрозаводска Ирины Мирошник, как и в разосланном неделей раньше пресс-релизе управления, много говорилось о том, что город приобретет в результате объединения, и ничего о том, что потеряет. Мотив чиновников следующий: школа рассчитана на 1300 учеников, а обучаются в ней 460. Слияние позволит более эффективно расходовать бюджетные средства и освободить здание детского сада, которое сейчас занимает начальная школа лицея.

На самом деле по нормам нашего времени 45-я школа рассчитана на 825 учеников. Помещения не пустуют: здесь занимаются две спортивные школы, открыт комплекс «Дзюдо», работают кружки и секции, среди них знаменитая на всю страну ракетного моделирования. У 45-й школы хорошие перспективы по набору первоклассников. Для справки: 16 школ в городе имеют численность учащихся ниже, чем 45-я.

45-я школа открылась 20 лет назад. Ее директор с первых дней - Светлана Станиславовна Артемьева. Она пришла со своей программой социально ориентированной школы и своим коллективом - его основу составили ее воспитанники по легендарному Форпосту имени Макаренко. Школа учит всех детей независимо от их способностей и обеспеченности родителей. При этом по количеству полученных выпускниками золотых и серебряных медалей входит в десятку лучших школ города, а результаты ЕГЭ выше, чем в некоторых школах повышенного уровня.

Никогда еще мне не приходилось видеть, чтобы родители так последовательно и аргументированно отстаивали право своих детей учиться в выбранной ими школе. Ведущий родительского собрания, проходившего в переполненном актовом зале школы, Олег Крантовский начал его со ссылки на Конституцию России, гарантирующую всем право на доступное образование. Сам он привел своего сына в 45-ю школу осознанно и за 10 лет ни разу об этом не пожалел. И таких выступлений было множество. В школе учатся ребята из Азербайджана, Армении, Дагестана, Чечни. Мама одного из них в полном недоумении:

- Я обращалась в 43-ю школу, 46-ю - меня они не устроили. 45-я устроила. Куда мне обратиться? Мои дети двуязычны, смогут они учиться в лицее?

Выходили выпускники и своим примером - а они учатся на бюджетных местах престижных факультетов разных вузов - подтверждали качество образования в 45-й школе, о котором пренебрежительно, не приведя доказательств, отозвалась Ирина Мирошник. Ни Ирина Юрьевна Мирошник, ни заместитель главы Лариса Анатольевна Подсадник по существу не ответили ни на один вопрос родителей.

В конце почти трехчасового собрания его ведущие попросили выступить своего директора. Переполненный зал устроил ей бурную овацию. Это действительно уважаемый лидер школы, о чем и не подозревают управленцы по простой причине: в школе они не бывают, что здесь происходит, не знают. Может, побаиваются Артемьеву - человек она прямой, отстаивает интересы детей напористо и горячо.

В управлении образования явно не ожидали встретить такое сопротивление своим намерениям. И вместо того чтобы признать, что непросчитанные решения привели к конфликту, власть во всем обвинила Артемьеву. Через неделю после родительского собрания глава самоуправления Николай Левин прислал Светлане Артемьевой письмо с предупреждением о прекращении с 21 декабря трудового договора. По словам представителей совета родителей, которые были 16 декабря на встрече с городским головой, он убежден в правильности принятого решения - и по школе, и по директору.

Свою оценку действиям городских властей дала председатель Карельской республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамара Мешкова:

- Иногда экономическая целесообразность может привести к серьезным социальным последствиям. Наша позиция по реструктуризации однозначна: закон превыше всего! А в соответствии с Законом «Об образовании» все участники образовательного процесса - учителя, учащиеся, родители, управленцы - имеют равные права.

Александра Селянина, министра образования Карелии, который участвовал во встрече Николая Левина с советом родителей 45-й школы, я попросила прокомментировать этот конфликт. Вот что он сказал:

- Это не конфликт, а пример неправильного исполнения правильных управленческих решений. В Петрозаводске избыточная сеть общеобразовательных учреждений - по оценке министерства, как минимум 27 процентов средств субвенции тратится неэффективно. Это огромные средства! До сих пор в столице нашей республики не все школы смогли обновить мебель, оборудование за счет государственных средств, обеспечить учащихся бесплатными учебниками. Сложнее дать оценку, когда речь идет о конкретной ситуации. Директор школы вступает в борьбу за свое рабочее место, а родители и дети становятся заложниками ситуации, не имея полного представления о мотивах принимаемого решения. Директор лицея начинает вершить судьбы, не решив проблемы своего якобы элитарного образовательного учреждения. Уверен в одном - право учеников и родителей на получение образования по программе, которую они выбрали, включая уровень изучения предметов, воспитательную направленность, возможность выбора индивидуального образовательного маршрута, психолого-педагогическое сопровождение, должно быть гарантировано при любых вариантах реструктуризации сети школ. Никакого поглощения, как сказал многодетный отец учеников 45-й школы, быть не должно. Я с ним согласен не только как многодетный отец, но и как министр образования Карелии.

Директор, во что трудно поверить чиновникам, не держится за свое кресло, эта школа - дело всей ее жизни. Родители учеников 45-й школы в своем открытом письме к руководителям органов власти Карелии написали: «Мы воспринимаем факт досрочного расторжения администраций города трудового договора с директором школы как своеобразный «акт устрашения» прежде всего для учительского коллектива, причем не только школы №45, поскольку уже обещаны чиновниками «намерения» и о последующих «слияниях».

По сути, действия родителей в защиту школы, в которой учатся их дети, - это те ростки гражданского общества, о которых так любят поговорить наверху. Кстати, по заявке Светланы Станиславовны Артемьевой 45-я школа два года была пилотной школой по формированию государственно-общественного управления школой. Голое администрирование с этими людьми не пройдет, сломать через колено их не удастся. Власть явно оказалась к этому не готова.

Наталья МЕШКОВА

P.S.

«Учительская газета» будет следить за развитием этой ситуации.