Вероятно, виной тому нынешние скорости и бурное развитие технологий, опережающее самые смелые мечты фантастов. Если еще пятнадцать лет назад нам приходилось запасаться терпением, чтобы дождаться письма от друга или родственника, живущего в другом городе, то сегодня электронное послание мгновенно доходит даже с другого континента. Чтобы написать реферат к уроку истории, школьнику нужно было рыться в книгах и даже идти в публичную библиотеку, терпеливо просматривать множество книг или журналов, выбирая необходимую информацию, а потом старательно перепечатывать или переписывать найденное на белых листах четвертого формата. Многие при этом даже пользовались черновиками. Где вы, черновики - воспитатели терпения, помогающие оттачивать стиль и слог? Сегодня в вас почти никто не нуждается. Компьютер сам сделает всю предварительную черновую работу. Чем быстрее ученик освоит буфер обмена, опции «копировать» и «вставить», тем беззаботнее сложится его школьная жизнь...

Спору нет, сегодня стало намного удобнее не только творить - создавать художественные и не очень художественные тексты, но и «образовываться»: получать нужную информацию и использовать ее в курсовых и рефератах. Жаль только, что качество получаемого таким простым способом «готового продукта» неуклонно снижается. Вероятно потому, что оно, это самое качество, прямо пропорционально количеству труда и терпения, вложенных в изготовление художественного или интеллектуального продукта.

Получается, что развитию терпения, целеустремленности и трудолюбия научно-технический прогресс никак не способствует. А может быть, в реальной жизни эти качества стали не нужны? Зачем терпеть, трудиться, преодолевать и добиваться, если можно получить все и сразу. Городские дети с пеленок ориентированы на моментальное удовлетворение своих растущих потребностей. Сельские ребята более терпеливы и трудолюбивы, потому что, к счастью для них, технологии на селе пока еще не сильно развиты. Только там и услышишь иногда пословицу, хорошо известную нам и нашим родителям (кстати, имеющую аналоги во всех языках мира) «на всякое хотенье есть терпенье».

Однако сейчас ни в городе, ни в деревне «на хотенье» терпенья нет. Ни границ, ни берегов, ни удержу, ни предела. В итоге имеем вполне прогнозируемый результат: девочки и мальчики вступают в половые отношения как только захотят, и ни семья, ни школа поделать с этим ничего не могут. И это понятно - терпению нужно учить с колыбели, в 14-15 лет уже поздно. Подросткам не терпится вкусить все «прелести» взрослой жизни - пить, курить, гулять ночи напролет. И пробуют, и гуляют, и спиваются. Вырастает инфантильное, безответственное и безнравственное поколение, не способное на серьезные, осмысленные поступки. Нет терпения - системы нравственных запретов тоже нет, она просто не сформирована.

Хотите дальше? Следствием неумения терпеть являются нетерпимость и готовность к агрессии - не важно, в какой форме: к представителям иных рас и конфессий, к иначе одетым, иначе говорящим людям, к сверстникам, болеющим за другую футбольную команду... Перечень можно продолжить. За нетерпеливость революционеров, не пожелавших ежедневно трудиться над просвещением широких народных масс (а чтобы положительные изменения в сознании произошли, требуется работа многих поколений интеллигенции - об этом еще Чехов писал), Россия заплатила морем крови и жизнями миллионов соотечественников. Большевикам некогда было ждать: им хотелось не только в мечтах увидеть счастливое и справедливое общество, но и пожить в нем...

Вы скажете, это преувеличение и натяжка. Возможно. Но давайте отойдем от крайностей и обратимся к законопослушным и внешне более или менее благопристойным молодым людям - компьютерщикам, сисадминам... Статистика свидетельствует, что многие из них не могут создать прочной и долговременной семьи. Почему? Потому что ориентированы на материальные ценности и внешний успех (карьеру, дающую комфорт и достаток), но терпеть, пока избранник или избранница возьмет очередную офисную высоту, многим не под силу.

У молодежи, профессионально занятой наукой или творчеством, к счастью, имеются другие объединяющие моменты, поэтому и шансов для создания прочной семьи больше. В этих сферах работают люди, получающие удовольствие не только от результата, но от самого процесса, то есть от ежедневного труда - маленьких шагов и крошечных побед, немыслимых без терпения.

И еще об одном хотелось бы сказать в заключение. Терпение - это не покорность, не бесхребетность, а способность отстаивать внутреннее «я», другими словами - во что бы то ни стало сохранять человеческое достоинство. Сохранять в самые тяжелые моменты, когда, кажется, терпеть невозможно. Этому тоже нужно учить с детства, потому что жизнь сложная, и неизвестно, какие испытания могут выпасть на долю человека, даже родившегося в благополучной семье. О терпении писал Пушкин своим друзьям-декабристам, о нем же напомнил наш современник поэт Юрий Грунин, тринадцать лет своей жизни проведший в лагерях, сначала в немецком, потом в сибирских:

Такие строки не умрут -

Их вещий смысл постиг теперь я:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье!

Во глубине, в углу, в себе,

В Сибири, в сером серебре

Своих висков, во льдах, в граните

К своей земле, к своей судьбе

Терпенье гордое храните!

Не зло, не горечь, не печаль -

Они пройдут угрюмой тенью.

Пред нами дней грядущих даль -

Храним мы гордое терпенье.

Пусть ночью нары, днем кирка

И пусть сердца легкоранимы,

Пусть наша правда далека -

Терпенье гордое храним мы.

Оно нам силой станет тут,

Спасет от мрака отупенья -

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье!

Стихи - и те, что помнил, и те, что сочинил сам, - помогли автору выстоять, выдержать все испытания. Благодаря прочному культурному и нравственному фундаменту он смог остаться человеком и вернуться к нормальной жизни. Юрий Грунин живет и трудится в Джезказгане, в последние годы вышло несколько сборников его стихов, многие из них доступны в Интернете. Для меня его стихотворение о терпении - псалом, поддерживающий и спасающий в самые трудные минуты. Я и ученикам его цитирую, чтобы почувствовали, как это важно - научиться терпеть.

Вера КОСТРОВА, словесник, Нижний Новгород