Обитель искусств

Ровно восемьдесят лет назад этот шаг был сделан у нас в стране. Постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР был образован Центральный дом художественного обслуживания детей (ЦДХОД), преобразованный позднее в Центральный дом художественного воспитания детей. Это место, где дети пели, танцевали, ставили пьесы, учились играть на музыкальных инструментах, понимать литературу и искусство и говорить про них. А педагогам преподавали сложную науку - как достучаться до ребят, раскрыть и заставить зазвучать их таланты. Именно ЦДХОД положил начало насыщенной событиями славной истории Института художественного образования - старейшего научно-исследовательского учреждения Российской академии образования (ИХО РАО).

Первым директором Центрального дома художественного воспитания детей был секретарь Анатолия Луначарского при Наркомпросе Владимир Зельдович. Ему удалось объединить в единый коллектив профессионалов-художников, ученых и педагогов, верящих в необходимость искусства для воспитания детей.

Жизнь Института неразрывно связана с именами выдающихся деятелей культуры и образования, связующих отечественную педагогику и психологию с искусством, с крупнейшими событиями отечественной истории. С Институтом дружили знаменитый основатель культурно-исторической школы Лев Выготский, теоретик и практик эстетического воспитания Анатолий Бакушинский, художник-график Владимир Фаворский, автор гимна СССР Сергей Михалков и кинорежиссер и сценарист Сергей Герасимов, композитор Дмитрий Кабалевский и художник Борис Неменский, актер и режиссер Ролан Быков, директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова. За свою восьмидесятилетнюю историю ИХО РАО помог создать Кукольный театр Сергея Образцова, Театр юного зрителя, здесь закладывались основы музыкального театра Наталии Сац.

Единственный в стране музей детского рисунка, ставший наиболее достоверным источником исследования истории художественного образования в России и за рубежом, был основан именно тут в далеком 1934 году. Детский рисунок впервые был представлен в историческом развитии: на протяжении 1920-х - первой половины 1930-х годов. В результате фонд детского рисунка к концу 1934 года составлял 200000 единиц хранения. Сегодня в коллекции Института художественного образования представлено творчество детей из 90 стран в хронологических рамках с 1897 года по наше время.

В середине 1930-х годов Центральный дом художественного воспитания детей принимает решение основать детский хоровой коллектив, который, по мысли создателей, должен был стать образцом среди себе подобных. Весной 1936 года организуется хоровая капелла из семидесяти мальчиков и девочек среднего и старшего возраста, руководителем которой стал выпускник Московской консерватории, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Владислав Соколов.

Во время Великой Отечественной войны детский хор дал более трехсот концертов в госпиталях, военных клубах, по радио. За большую работу по художественному обслуживанию Советской армии 45 детей ЦДХВД были награждены медалями «За оборону Москвы».

В 1946 году Центральный дом художественного воспитания детей был преобразован в НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук РСФСР. Одним из первых директоров НИИ художественного воспитания стала Валентина Шацкая, воплощавшая в себе качества музыканта и педагога, преданного делу эстетического воспитания, убежденного в преобразующей силе искусства. Вместе с ней в НИИ пришла атмосфера интеллигентного, заинтересованного общения в коллективе с коллегами, педагогами, аспирантами и детьми - атмосфера истинного творчества.

В 1970-1980-х годах совместно с творческими союзами была развернута большая работа по созданию программ по музыке и изобразительному искусству для школы под руководством Дмитрия Кабалевского, Бориса Неменского, Бориса Юсова, что открыло путь к творческому развитию ребят на основе художественно-образной взаимосвязи разных видов искусства. В те же годы в результате социологических исследований проблемы «Художественные интересы школьников и условия их формирования», проведенных под руководством Юрия Фохта-Бабушкина, сотрудниками лаборатории были подготовлены сборник под редакцией последнего и Екатерины Чухман «Искусство как фактор развития интеллекта и творческих способностей школьника» и монография «Искусство и развитие способностей школьников».

На сегодня сфера интересов Института художественного образования РАО включает все области литературы, театра, экранных искусств, музыкального, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, интеграции искусств и мировой художественной культуры, теоретических основ социологии и психологии художественного образования; психолого-педагогических исследований творческого развития личности; истории художественного образования.

В институте существуют Музей детского рисунка, Московский школьный театр. Есть периодические издания: «Цветной мир, или Изобразительное творчество и дизайн в детском саду и начальной школе», электронные журналы «Педагогика искусства», «Учитель музыки», «Музыка и электроника». Сотни аспирантов и докторантов института в настоящее время работают в различных регионах России и ближнего и дальнего зарубежья.

Особое место в научно-исследовательской деятельности института отводится разработке учебно-методических комплектов нового поколения по искусству - музыке, мировой художественной культуре, литературе, изобразительному искусству.

По учебникам и программам, разработанным научными сотрудниками института, утвержденным Минобрнауки, обучаются школьники и студенты более чем в 60 регионах России. Важнейшим направлением остается создание учебно-методического обеспечения сферы дополнительного образования детей и юношества.

С 1999 года ИХО РАО руководит академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Людмила Школяр. «Потребность человека выразить себя в творчестве существует наравне с необходимостью знать математические законы, - уверена она. - Отнять у человека искусство - то же самое, что отрубить у него руку».

- Людмила Валентиновна, в своем недавнем выступлении министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко сообщил, что часть школьных предметов, которые рассматриваются как «разгрузочные, там, где ребенок отдыхает», в том числе музыка и рисование, возможно, вскоре перенесут из учебного плана во внеучебную деятельность. Но они при этом останутся обязательными. Как вы относитесь к этому предложению?

- Если смотреть с позиции, что дети в школе испытывают большие перегрузки, то да - в какой-то мере уроки музыки, изобразительного искусства являются разгрузочными. Понятно, что по сравнению с серьезной умственной деятельностью, например изучением физических и химических законов, считается, что на уроках искусства дети более раскованны, творчески свободны, более искренни.

Вытеснение искусства из учебного плана чревато следующими последствиями. Сработает стереотип: если урок не входит в учебный план, значит, он необязательный, соответственно и администрация, и родители посчитают его незначимым, второстепенным. Может быть, министр имел в виду, что уроки искусства, несущие более эмоциональную, чем физическую и умственную, нагрузку, просто должны проводиться не в первой половине дня, когда у детей еще обострено внимание, сохранены силы, уступить место урокам более «точных» наук, требующим именно свежести восприятия и максимальной отдачи интеллектуальных сил? На это могу сказать так: хорошему учителю, отдающему себя искусству и детям, совершенно не важно, когда проводить уроки музыки. То есть в данном случае не время проведения урока должно быть обязательным (первая или вторая половина дня, суббота или пятница), а неотвратимость присутствия в учебном плане музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры, должен быть подчеркнут сам факт невозможности обойтись без искусства в жизни ребенка и в жизни школы.

- То есть вы полагаете, что без изучения искусств российская школа в любом случае проиграет?

- Проектирование новой школы и развитие современного образования, к сожалению, мало связаны сегодня с усилением культуротворческой его роли. Дело не только в качественном преподавании искусства в школе, но и в недооценке роли искусства в жизни человека и общества в целом, в отношении к предметам искусства как вспомогательному средству, способному придать «гламур» нашему существованию. Пока мы не поймем, что искусство - не средство, а способ существования человека как ЧЕЛОВЕКА, мы обречены на подобную ситуацию, когда единственный путь облегчить ребенку жизнь в школе - это «выдавить» из нее искусство. Сегодня аттестат зрелости говорит лишь об успехах личности в овладении основами наук, но зрелость и образованность никак не связываются с развитием культуры личности. Потому я вижу идеальный портрет выпускника как человека не только образованного, а прежде всего человека широкой культуры.

Дело в том, что любой и каждый учебный предмет в школе должен преподаваться как явление культуры. Я убеждена, что давно пора прекратить жонглировать словами и играть в «физиков и лириков»: не только любое явление в окружающем мире, но и любое знание о нем человек обязан уметь измерять по законам гармонии и красоты. Потому уже сам процесс добывания знаний должен обязательно протекать с акцентом на нравственно-эстетической его составляющей. Только так мы сможем преодолеть потребительское приобретение знаний и заложить основы понимания того, что образование - это реальный процесс приумножения человеческой культуры, что учение - это культуротворчество. Поэтому гамлетовский вопрос по отношению к искусству в школе - «Быть или не быть» - должен быть решен односторонне и однозначно: быть, иначе инновационный проект «Наша новая школа» просто не сможет осуществиться.

  • 30-е годы. Детский хор ЦДХВД под руководством Владислава СОКОЛОВА

  • Дмитрий КАБАЛЕВСКИЙ ведет урок музыки в школе. 70-е годы