В самом деле, давно известно, что основные проблемы детского здоровья связаны с заболеваниями желудочно-кишечного тракта, которые напрямую зависят от питания. Конечно, взрослые всегда понимали, что дети должны на переменке есть горячее, а не грызть гранит науки всухомятку. Правда, первое-второе ели немногие - дороговато, как считали родители. Пятая часть родителей была просто не в состоянии оплачивать горячее питание. И никакие беседы о пользе здоровой пищи не помогали - еще три года назад в омских школах «предпочитали погорячее» менее 40 процентов детей. Остальные обходились буфетом - пирожными, шоколадками, газировкой. В результате по степени негативного влияния на здоровье своих питомцев школы почти сравнялись с вредным производством. По данным медиков, каждый пятый выпускник-2006 имел ограничения в выборе профессии из-за наличия одного, а то и нескольких хронических заболеваний.

Омский Департамент образования, желая исправить положение, обследовал школьные столовые. Выяснилось, что оборудование в 95 из них морально и физически устарело - готовить на нем невозможно. Поставщики просто ставят свои аппараты, гораздо более современные. Но проблемы это не решает - ведь подобные услуги входят в стоимость детского обеда, существенно ударяющего по карману родителей. Впрочем, дело ведь не только в цене, но и в приоритетах.

В прошлом году Омский городской совет утвердил общегородскую целевую программу «Об оказании содействия муниципальным общеобразовательным учреждениям города Омска в организации питания обучающихся», рассчитанную до 2010 года.

- Это первая целевая программа в городе, посвященная сфере образования, - подчеркивает Илья Владимирович Дубин. - Заметьте - она касается не обучения, а питания. Логично: в конце концов главное - здоровье. Без него никакая учеба впрок не пойдет. За два года на программу потрачено около 30 миллионов рублей. Удалось практически на 90 процентов обновить технологическое оборудование школьных столовых: от современных агрегатов картофелечисток до профессиональных плит иностранного производства. Приобретена мебель для столовых, отремонтированы помещения. Так, в этом году полностью закончено переоборудование четырех пищеблоков. На их реконструкцию затрачено 5 миллионов рублей. 58 школьных столовых переоборудованы под приготовление свежих овощей. Большинство пищеблоков переведено с буфетного на полуфабрикатное меню. К сожалению, не все столовые соответствуют нормативам по площадям - большинству школ уже за 30-40 лет, здания не переделать.

«Обновление» отразилось в основном на цене пищи. 21 рубль в день - во столько теперь обходится горячий обед юного омича родителям! Причем обед полноценный - из трех блюд. Благо кризис не отменил поддержку школьников из бюджетов города и области. Несмотря ни на что на питание каждого школьника выделяется из бюджета 7,6 рубля. Голодных в школах больше нет - в крайнем случае ребенок съедает то, что предложено бюджетом, - чай с булочкой или бутербродом. Горячим питанием в среднем по Омску охвачено уже 60 процентов школьников, а в некоторых школах этот процент достигает 90.

Последние восемь лет со школами стабильно работают 15 проверенных поставщиков. Их регулярно собирают в городском Департаменте образования на совещания, обсуждают, как сделать школьное питание лучше - желательно за те же деньги. В прошлом году даже конкурс среди поставщиков провели - кто лучше кормит? Те в свою очередь с подачи департамента организуют акции для родителей учеников, дегустацию блюд - в конце концов именно папы и мамы выбирают, кто будет кормить их детей. По мнению Ильи Дубина, долговременные отношения лучше, чем регулярная смена партнеров - последнее время комиссии Роспотребнадзора, навещающие школы, отмечают, что не только уменьшилось количество нарушений, но и изменилась их структура. Никому из поставщиков, например, уже не придет в голову привезти некачественные продукты в школу. Не потому что детей любят, а потому что себе дороже выйдет - благо желающих на их место всегда достаточно. Кроме проверок Роспотребнадзора, департамент организует и свои. Формально за работу столовой отвечает, конечно, поставщик, но ответственность за детей - на органах образования.

Многое зависит и от отношения администрации школы к вопросу питания. И заведующего производством найти надо, а работа непростая - человек должен руководить тем коллективом, который ему предоставляет поставщик. Да и с родителями бывает непросто. Нужна ежедневная кропотливая просветительная и воспитательная работа. Как, например, в школе №45. Столовая здесь действует с 1966 года, но лишь благодаря целевой программе начали менять устаревшее оборудование. В прошлом году купили электроплиту и жарочный шкаф. Нынче появились электромясорубка, водонагреватель, три производственных стола, протирочно-резательная машина и овощной цех.

- Мы стараемся сделать так, чтобы питались все дети, - говорит Елена Машкарина, директор 45-й школы. - Но заставить абсолютно всех родителей платить за горячие завтраки 21 рубль в день пока не можем. Убеждаем - показываем родителям видеофильмы о том, сколько калорий нужно ребенку в каком возрасте, проводим беседы и с детьми, и со взрослыми. Диетологи подчеркивают - школьник в силу возраста не способен сделать правильный выбор варианта питания. Поэтому приучать детей к горячим завтракам должны и школа, и родители.

Организовали опрос среди ребят: «Какие блюда вы хотели бы исключить из рациона?» Почти все дети ответили: «Рыбу». Большинству не нравятся каши, творог и омлет. Зато фрукты, соки, сосиски, котлеты, мясо, запеканки, плов и картофельное пюре школьники хотели бы видеть в меню постоянно. Один гурман пожелал включить в меню шашлык. Некоторые не прочь, чтобы к первому-второму-третьему добавились и чипсы с колой.

- Наше меню утверждено Роспотребнадзором, - объясняет директор. - Оно сбалансировано по калориям, углеводам и белкам. Но у детей, как показало анкетирование, есть свои предпочтения. Младшеклассники хотели бы чаще получать фрукты, старшеклассники - мясо. Мы, конечно, постараемся учесть пожелания детей. Кроме, конечно, чипсов с колой. Радует, что просят их немногие - все-таки просветительная работа не проходит даром. Дети начинают понимать, что такое хорошо и что такое плохо.

В федеральный эксперимент по организации школьного питания Омск пока не попал, но... Есть опыт, кадры, оборудование, а главное - желание работать. Директор омского Департамента образования надеется превратить школьные столовые в нечто вроде кафе здоровья - здесь должно быть не только полезно и вкусно, но и красиво и уютно. Так, чтобы место встречи однокашников изменить было нельзя.

Омск