Людмила ДАВЫДОВА, директор Ольгинской школы, Полтавский район, Омская область: Есть одно «но»

Конечно, зарплаты у технических работников школы ниже некуда. Директора всегда старались как-то облегчить их жизнь - и должности совмещали, и премии изобретали. Но с переходом на новую систему оплаты труда все стало сложнее. А ведь подобрать техничек, лаборантов, поваров в школу не так-то просто. Им тоже приходится работать с детьми, а значит, это должны быть люди как минимум образованные. Тем более что наш коллектив работает над программой создания комфортных условий для учеников. Понятно, что на успешную учебу школьников влияет множество факторов, в том числе - насколько уютно чувствует себя ребенок в школе, а это зависит от техперсонала.

В селе найти нужных сотрудников, наверное, легче. И требования у людей пониже, и зарплаты соседей не так «дразнят». Наши «техники» - сами по себе труженики: дома - хозяйство, оно и кормит. Но главное - имеет значение статус: сотрудник школы. Это важно само по себе. В своей работе мы исходим из убеждения, что каждый ребенок талантлив. Более того, я, как директор, считаю, что талантлив и каждый сотрудник школы, надо только помочь ему раскрыться. Может быть, это один из крючочков, который держит людей. У нас, например, почти двадцать лет бессменно работает повар Светлана Петровна Ткачева. По образованию - оператор почтовой связи, по призванию - кулинар и педагог. Работу Светлана Петровна любит, готовит от души. Все 175 ребятишек обязательно приходят на обед. Для удешевления питания в ход идут овощи с собственного пришкольного участка, и дети получают не какой-нибудь сухой паек, а полноценное первое-второе-третье блюда.

В прошлом году купили второй холодильник с вместительной морозильной камерой, в этом - новый котел для нагрева воды. Ежегодно 7- 8 тысяч уходит на приобретение кухонной и столовой посуды. А этим летом одновременно кормили 230 детей, отдыхавших в лагере дневного пребывания.

Светлану Петровну уважают и дети, и взрослые. Иногда, знаете, это поважнее денег. В этом году за организацию горячего питания школа заняла в районном конкурсе 2-е место, Светлана Ткачева не раз награждалась грамотами, благодарственными письмами и школы, и администрации поселения, и района... Но есть огромное «но»! Люди, которые могут работать практически без денег, ради уважения к себе и из любви к труду, - это поколение 45-50-летних. Последнее поколение. Молодежь хочет работать, мы стараемся ее так воспитывать, но она хочет получать за это деньги. Это нормально - это и есть уважение к труду. А что будет, когда последнее поколение энтузиастов уйдет?

Владимир ФОФАНОВ, исполняющий обязанности директора Свердловского мужского хорового колледжа, Екатеринбург: Как удержать техперсонал?

Вопрос каверзный. Но вообще-то в нашем учебном заведении решенный полностью. Технический персонал - это пять уборщиц, два вахтера, два сторожа, две гардеробщицы. В подавляющем большинстве работают пенсионеры, для которых и эти небольшие зарплаты значимы. У уборщиц ставка 3 тысячи рублей, но работают почти все на полторы ставки. В обязанности входит ежедневное мытье полов, протирание парт, подоконников, раз в неделю - протирание дверей. Я сам каждый день проследить за качеством их работы не имею возможности, но любой педагог может и должен сообщить, если увидит, что уборка выполнена некачественно.

У нас работают две молодые женщины, конечно, не целый день - справляются за несколько часов. Здание колледжа довольно большое, больше 2 тысяч квадратных метров. Работы хватает, однако если есть заинтересованность выполнить ее побыстрее, администрация не против. Главное, чтобы всегда в здании был хотя бы один уборщик, мало ли что может случиться в детском коллективе. Вот недавно разбилось стекло в витрине музея колледжа, потребовалось быстро убрать осколки и тщательно вымыть полы.

Как ни парадоксально, но кризис помогает решать вопросы с техперсоналом. Раньше текучка была больше, теперь люди держатся за место. На ставку сторожа, можно сказать, даже есть спрос.

Валентина ПОТЕРЯХИНА, рабочая по комплексному обслуживанию здания, лицей №40, Петрозаводск: Мы не унываем

Я в школе работаю с 2002 года. Зарплату прибавили, но если бы у меня не было пенсии, сложно было бы прожить на эти деньги - за квартиру заплатишь, и все! А работы не убавляется, работы много. Здание школы большое - три этажа, днем здесь трудятся три дневных рабочих. Я работаю и в дневное, и в вечернее время. Получаю около шести тысяч рублей. Днем в мои обязанности входит влажная уборка рекреаций после перемен и уборка классов после уроков.

Труд уборщиц ценят не все. Со стороны некоторых школьников и родителей, бывает, проскальзывает неуважение. Не явное, но чувствуется. Тем не менее мы не унываем. Если бы унывали, работать было бы тяжело.

Комментарий специалиста

Елена МИЛЮТИНА, психолог, Великий Новгород:

- В школе должно быть психологически комфортно всем. И технические работники не исключение. Что для этого обычно делается? Администрация школы выплачивает надбавки и премии. Дает маленькие премии к юбилеям и дням рождения - как правило, эти события отслеживает зам. директора по АХЧ. Дарит коробочки конфет в День пожилого человека. Ходатайствует о награждении грамотой. Во многих учебных заведениях стараются всеми возможными способами материально поощрить работу технического персонала. Но только ли проблема небольших заработных плат волнует этих людей?

Школьный концерт, праздничный вечер - как правило, на эти мероприятия приглашается весь штат школы. Но присмотритесь, не стоят ли, например, в День учителя в сторонке ото всех технические работники школы, в то время как вокруг царит праздничная атмосфера? И можно ли сказать, что в вашей школе дни рождения учителей отмечаются точно так же, как и дни рождения уборщиц и гардеробщиц? Может быть, эти работники ждут в этот важный для них день от администрации признания их заслуг, а не только денежной премии и нескольких слов благодарности?

Важно, чтобы педагоги учили учеников относиться уважительно к людям, обслуживающим школьное здание, не затруднять их и без того тяжелую работу. Пусть не только руководство школы, но и дети поздравят их с праздничной датой. Пусть директор школы лично переговорит с первоклашкой, бездумно бросившим на пол конфетную бумажку, и покажет, что убирать этот мусор должна будет пожилая уборщица. Не только школьный психолог, но и руководство школы обязаны выслушать сотрудника, у которого возникли психологические проблемы - здесь, на работе, или в личной жизни. Чтобы не болело в душе, чтобы работалось легко. А если конфликтная ситуация касается именно школьной жизни, администрации школы не стоит предлагать свое авторитарное решение проблемы, нужно собрать группу людей, которую затрагивает конфликт, и после совместного обсуждения предпринимать действия. Устроить мозговой штурм, собрать мнения работников по данной проблеме. Группы людей, связанных общей работой, например технический персонал школы, склонны к обсуждению проблемы в замкнутом кругу. Поговорили между собой, повозмущались и... ничего не решили. Проблема затягивается, назревает конфликт. Нужно не допустить такого развития ситуации, иначе конфликт будет развиваться по нарастающей. Словом, нужно работать вместе!