Педагогика понимания... Не масляное ли это масло? Разве возможна какая-то другая педагогика? Не только возможна, но вполне реальна и широко распространена. Как отмечают авторы, в истории педагогики можно выделить два различных подхода, две тенденции развития образования - технократическую (монологически-авторитарную) и гуманитарную. Последняя характеризуется прежде всего обращенностью к субъекту, к личности, к Другому, обращение духовного опыта педагога к духовному опыту учащегося, равно как и к «чужому», общественно-историческому опыту, запечатленному в содержании образования.

По убеждению авторов, профессиональная педагогическая деятельность онтологически, по своей природе, гуманитарна: не «Я и безгласная вещь», но «Я и Другой». В соответствии с этим можно говорить о двух стилях педагогического мышления - двух системах методологических принципов и норм, определяющих способы построения педагогического процесса. В этом плане понимание - один из принципов гуманитарного стиля педагогического мышления в целом. Педагогическое понимание трактуется в книге именно как гуманитарный феномен. Технократический же подход, по мысли авторов, характеризуется не пониманием, а объяснением.

Конечно, объяснение и понимание не исключают, а дополняют друг друга. Ведь оба эти принципа направлены на усвоение содержания образования, причем объяснение должно обеспечить понимание и обратно. И все же это не снимает серьезных различий между ними.

В ходе объяснения подчеркивается ведущая роль учителя как субъекта объяснения, ученик же остается его объектом. Он «безгласен», его познание монологично. Объяснение апеллирует не к индивидуальному опыту ученика как субъекта, но к некоему типовому представлению об «ученике вообще». Как личность он здесь не присутствует.

Отсюда понимание образования как однонаправленного «наполнения» ученика знаниями, как механизма по производству ВЕЩЕЙ. Даже если этими «вещами» являются, скажем, толерантность или сострадание... Отсюда и святая вера в учебник, в технологию обучения, в их способность решать если не все, то основные проблемы образования. Таким образом, учитель - единственный субъект учебного процесса - выступает как некий технолог, homo faber, соответственно и «производящий» подобного себе технолога.

В отличие от объяснения, выступающего универсальным способом теоретического отношения к миру как миру объектов, понимание есть столь же универсальный способ сопереживательного и «со-мыслительного» отношения к миру в целом и прежде всего миру обладающих волей и разумом существ. В отличие от однонаправленного, монологического объяснения понимание возникает в ходе диалога, общения ученика с учителем. Поэтому здесь на смену вопросам «что?», «когда?», «где?» приходят «почему?» и «зачем?». Поэтому знание здесь не может быть «усвоено» - оно должно быть создано, построено учителем и учеником совместно.

В таком учебном процессе доминируют принципиально не формализуемые, а следовательно, и полностью не поддающиеся технологическому описанию отношения личной обращенности, сопричастности, деятельность преподавателя становится сродни деятельности переводчика: понимание выступает как процесс выявления и раскрытия смысла, смыслообразующий перевод знания с общего, «внешнего» языка на чисто ментальный язык внутренней речи. Собственно, только после такого перевода внешняя сумма сведений и становится истинным знанием.

Хотя бы несколько слов нужно сказать о методическом аппарате книги. Вопросы и задания (примерные темы для индивидуальной работы) в конце каждой главы приводятся не только для традиционной «проверки усвоения материала»: в них явно просматривается стремление вовлечь читателя в диалог. Более того, по мысли автора, возвращение читателя с помощью вопросов к обсуждаемым темам диктуется самой природой понимания, его циклическим характером, то есть работает на основную цель книги.

Полезным дополнением к основному тексту являются значительные по объему приложения: программа курса «Гуманитарные основы педагогического процесса» (5 лекций и 7 практических занятий) и практикум «Понимание в профессиональном развитии педагога».

Однако, как уже говорилось выше, понимание - лишь один из методологических принципов гуманитарного подхода, гуманитарного стиля педагогического мышления. Общей характеристике этого нового, получающего все большее признание подхода посвящена вторая рецензируемая книга. Педагогический процесс последовательно раскрывается здесь в его самом общем смысле как гуманитарный феномен культуры, в связи с чем обсуждается широкий спектр проблем (ценностно-смысловых, онтологических, методологических) становления профессионального образа мира педагога.

При этом всевозможные коллизии в практике обучения и воспитания обсуждаются на основе оригинального методического приема - через анализ текстов культуры, созданных художниками слова, философами, учеными.

Предполагается, что через поиск ответов на явные и потенциальные вопросы, содержащиеся в этих текстах, и будет развиваться новый - гуманитарный - стиль педагогического мышления читателя, определяться его профессиональный образ.

Наряду с пониманием автор выявляет и характеризует другие базовые принципы гуманитарного стиля педагогического мышления: принципы диалогичности, другодоминантности, рефлексии, метафоричности.

Следовать принципу диалогичности - значит просто быть тем, к кому обращаются учащиеся; надо лишь принять, услышать это обращение. Диалогичность - это доверие к чужому слову, согласие, сочетание многих голосов, где встречаются целостные позиции, целостные личности. И надо сказать, что в соответствии с принципом диалогичности сама книга целиком построена в форме личностного обращения автора к преподавателю - как будущему (то есть студенту), так и уже практикующему. Диалог с читателем пронизывает текст буквально насквозь: каждая из нескольких сотен обсуждаемых педагогических ситуаций (на материале цитат и отрывков текстов от Сократа и Монтеня до Лосева и Лотмана) сопровождается многочисленными вопросами, побуждающими мыслить, понимать, формировать собственную позицию.

Принцип другодоминантности («доминанта на лицо другого». - А.А.Ухтомский) ориентирует педагога на ученика, на предпочтение Другого себе без потери при этом своего «я». Это не просто эмпатия и сопереживание, но постоянная готовность воспитателя учиться у своих воспитуемых. Если по традиции принято считать, что учащиеся должны верить в своего учителя, то не менее важно обратное - верит ли учитель в своих учеников.

Следование принципу рефлексии означает, что педагог отдает себе отчет, что и зачем он делает в каждый данный момент, осознает принципы, в согласии с которыми действует. Прежде всего это умение видеть и понимать и себя, и ученика, причем как «извне», так и «изнутри».

Наконец, метафоричность как принцип ориентирует педагога на иное видение конкретной педагогической ситуации, на преодоление «холода безличных истин». Метафора - язык сотворчества учителя и ученика, посредник между объяснением и пониманием - генератор смыслов, а не только их вместилище. Так, технократический и гуманитарный стили педагогического мышления оперируют различными метафорами учебного процесса: «механизм» и «организм»...

Особый интерес представляет помещенный в конце книги глоссарий - словарь основных понятий педагогики в авторской трактовке. Несмотря на весьма ограниченный перечень (всего три десятка позиций), эта часть книги очень важна для понимания концепции автора и способна оказать большую помощь в формировании собственной позиции читателя по отношению к педагогическому процессу. Словарь настолько содержателен, емок и в то же время краток, что хочется порекомендовать начать чтение книги именно с него.

...А в общем, обе книги об одном и том же: о том, ЧТО ТАКОЕ ПЕДАГОГИКА. Наука об образовании? Нет! НАУКА ОБРАЗОВАНИЯ. Почувствуйте разницу.

Не лишне добавить, что рецензируемые книги - часть большой научной и практической работы, которую проводит Ю.В.Сенько, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики Алтайского государственного университета, действительный член Российской академии образования, лауреат медали К.Д.Ушинского в области гуманитаризации педагогического процесса в общеобразовательной и профессиональной школах.

В течение многих лет возглавляемый им коллектив специалистов вузов и школ Алтайского края ведет успешные исследования по научному обоснованию и внедрению гуманитарных образовательных практик. Коллективом разработан ряд инновационных образовательных программ и проектов, направленных на реализацию государственных программ и успешно внедряемых в образовательных учреждениях страны.

Коллективом разработан комплект научно-методических материалов, необходимых для создания школ нового типа, альтернативных массовой общеобразовательной школе. Создана система непрерывного педагогического образования, организационную основу которой составляют учебно-педагогические комплексы «школа - вуз», «школа - колледж - вуз», «гимназия - вуз», факультет педагогического образования, внедрен в практику ряд инновационных образовательных проектов на базе гимназий №123 и №27 г. Барнаула, Краевого педагогического лицея при Барнаульском государственном педагогическом университете, в Алтайском промышленно-экономическом колледже.

Особый интерес представляют научно-методические разработки авторов по организации региональных центров переподготовки и повышения квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы. Разработки получили широкое научно-педагогическое признание, в том числе на международных симпозиумах и конгрессах.

Борис ПОНКРАТОВ, ведущий редактор издательства «Дрофа»

Ю.В.Сенько, М.Н.Фроловская. Педагогика понимания: учебное пособие. - М. : Дрофа, 2009. - 192 с.

Рецензенты: кафедра педагогики Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н.Толстого (зав. кафедрой д-р пед. наук, проф., член-корр. РАО А.А.Орлов); д-р пед. наук, проф., член-корр. РАО П.И.Пидкасистый. Рукопись подготовлена при поддержке РГНФ (грант 06-06-00196а).

Ю.В.Сенько. Стиль педагогического мышления в вопросах: учебное пособие. - М. : Дрофа, 2009. - 272 с. Рецензенты: академик РАО Ш.А.Амонашвили; академик РАО В.И.Загвязинский. Рукопись подготовлена при поддержке РГНФ (грант 08-06-00161а).