Каждый раз, посещая выставки работ «Шаг в будущее», поражаешься удивительной широте интересов и научной фантазии нынешних школьников. Эта тоже не стала исключением. Вот, к примеру, исследование янтаря как природных саркофагов для доисторических насекомых, родившееся из каникул на Балтийском море двух сестренок - Оли Карповой и Насти Муженко из 7-го «Б» московской школы №1534, а рядом пеногазобетон (на сегодняшний день пенобетон и газобетон существуют отдельно друг от друга) - легкий теплоизолирующий материал для домов будущего, который экспериментальным путем получила 11-классница лицея №38 из Белгорода Настя Перервенко.

Беру кубики пористого бетона в руку - и правда, невесомые. «Мы с научным руководителем провели несколько опытов, прежде чем получили нужную концентрацию», - увлеченно рассказывает мне школьница. Почему юную девушку вообще заинтересовала такая «мужская», сугубо прикладная тема? «Мои родители строили дом из пеноблоков, и мне стало любопытно, почему они такие легкие». А вообще Настя и ее одноклассник Кирилл Виноградов, который исследует электропроводящий бетон (он позволит избавиться в домах будущего от радиаторов), занимаются в Белгородском государственном техническом университете имени Шухова и, возможно, там же продолжат свою учебу. Теперь Настя хотела бы довести пеногазобетон до ума, сделав его прочнее благодаря введению в состав нанотрубок. Ну и кто скажет, что у наших инженерных наук нет будущего?

Саша Хвостиков из 11-го класса 82-й школы подмосковной Черноголовки сконструировал не менее нужный людям аппарат - мобильный оптический спектрометр, который распознает химический состав различных веществ. Он может как «увидеть» наличие пота (то бишь натрия) на кончике зубочистки, так и в полевых условиях проверить чистоту воды или узнать, что входит в геологическую породу. Не случайно Саша стал одним из победителей абсолютного первенства «Шага в будущее» в ЦФО в номинации «Лучший научно-исследовательский проект».

Отличились юные физики и в сугубо лирических, гуманитарных областях. Так, 8-классница Карина Максимова из московской школы №1361 замахнулась на Клода Моне и Леонардо да Винчи, анализируя их картины с точки зрения точных наук. Школьница даже выдвинула любопытную гипотезу о том, что дефекты зрения отдельных художников (а Моне действительно страдал плохим зрением, особенно в старости) могли повлиять на «размытый» стиль импрессионистов. Девочку увлекли тайны живописи, которые можно узнать при помощи рентгенологических и прочих исследований картин. Немало времени девочка провела в Третьяковской галерее и Пушкинском музее, выведывая малоизвестные факты о картинах у научных сотрудников, и это приобщение к искусству, наверное, самый важный результат ее работы.

Лучшие работы форума наряду с победителями в соревнованиях из других федеральных округов будут участвовать в следующих этапах программы «Шаг в будущее», так что нас ждут новые интересные встречи и открытия.