Лидерство - это прежде всего особая ответственность, которую человек принимает на себя не только за свои деяния, но и деяния других людей. Лидерские качества могут раскрыться в людях в сложные переломные моменты жизни, истории. Если мы заглянем в прошлые века, то увидим примеры деятельности Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, в Смутное время начала XVII в. возглавивших ополчение, изгнавшее из страны польских интервентов. Если князь Пожарский был человеком военным, воеводой из городка Зарайска, то Минин был купеческим старшиной из Нижнего Новгорода, человеком мирных занятий. Но именно он в сложнейшую для России годину организовал поход ополченцев на Москву, руководил Советом всея земли, участвовал в созыве Земского собора 1613 г., избравшего новую правящую династию.

Можно в этой связи говорить об особом типе лидерства - национальных лидерах, людях, которые в трудные, переломные моменты истории предводительствуют народами, принимают на себя ответственность за принятие решений за своих сограждан.

Приведите из истории примеры людей, ставших национальными лидерами. Кого вы считаете национальными лидерами в истории России?

В прежние эпохи люди были убеждены в том, что лидерские качества даны человеку от рождения, это особый дар, которым награждают его высшие силы, особые умственные способности, сила духа, воля, обаяние личности, способность оказывать влияние на остальных. Сегодня, скорее, следует говорить о развитии и формировании лидерских качеств у многих людей в процессе учебы, общения и трудовой деятельности.

Современный французский исследователь П.Сенге на вопрос: «Как создаются лидеры?» отвечает: «Таких людей вообще нельзя создать, ибо они создают себя сами».

Ученые различают ряд классификаций лидеров:

по содержанию деятельности: лидеров-вдохновителей и лидеров-исполнителей;

по характеру деятельности: универсальный лидер, проявляющий свои качества в различных обстоятельствах жизни, и ситуативный лидер, для которого лидерские качества характерны только при определенных условиях, например в опасности;

по направленности деятельности: лидер эмоциональный и лидер деловой. Эмоциональное лидерство характерно для любой компании, совместного проведения досуга, например выезда на природу, в туристическую поездку и т. д.

Кроме того, можно выделить формальное лидерство, когда человек занимает руководящий пост, определенную должность и его полномочия закреплены нормами, и неформальное лидерство, при котором человек не имеет никаких официальных полномочий, но благодаря своим способностям, дарованиям пользуется влиянием на других людей.

Каким образом и почему появляются лидеры? Какими качествами они должны обладать? Сформулируйте свою точку зрения по проблеме: лидером рождаются или становятся?

Престиж и его проявления. Вы уже знаете о социальных ролях, которые человек играет в течение своей жизни. Но, оказывается, даже занимая одинаковые позиции в обществе и играя похожие роли, люди все равно находятся в разном положении. Например, многие полагают, что учиться в специализированной школе или гимназии более престижно, чем в простой школе, хотя не всегда при этом уровень образования выше.

Престиж - важность позиций, которые человек занимает в обществе, с точки зрения окружающих его людей. Обладание престижем, несомненно, способствует лидерству. Престижным может считаться не только место работы, но и машина, квартира, занятия отдельными видами спорта, лечащий врач, развлечения, круг знакомых. Допустим, если глава государства увлекается теннисом, гольфом или горными лыжами, эти виды спорта станут престижными среди представителей элиты. В каждом городе мира, большом или малом, есть районы, престижные или непрестижные для проживания. В них существенно различаются цены на недвижимость. При этом понятие престижа относится чаще не к самому человеку, а к тем благам и атрибутам, которые он имеет.

В истории человечества можно найти разные примеры престижности позиции человека в обществе. Например, в Древнем Риме самыми почитаемыми были жрецы, сенаторы и полководцы. В Японии периода сегуната Токугавы - сословие самураев.

Набор престижных благ - очень изменчивая характеристика, зависящая от времени и многих обстоятельств. Широко используется слово «престиж» применительно к миру профессий. В дни молодости ваших родителей, дедушек и бабушек наиболее престижными, уважаемыми были профессии инженера, учителя, врача. Дети рабочих и крестьян стремились получить образование, добиться успеха в новой для себя области знаний. Наибольший конкурс был в технические вузы. Чрезвычайно престижной была профессия летчика-космонавта.

Сегодня приоритеты молодежи сильно изменились. Социологические опросы показывают, что большинство школьников относит к наиболее престижным профессии юриста, экономиста, банкира, предпринимателя. Жизненный успех прочно ассоциируется с уровнем богатства, дохода. И напротив, ранее престижные профессии педагогов и врачей сегодня совершенно не котируются среди выпускников школ. Многие полагают, что стать педагогом, школьным учителем может только неудачник. А между тем именно профессии врача, учителя и инженера обладают наибольшей общественной ценностью, и то общество, которое недооценивает эти профессии, унижает учителя и врача низкими зарплатами, не имеет будущего.

Проведите в классе опрос: какие профессии признаются престижными вами и вашими друзьями? Составьте на основании проведенного опроса рейтинг престижности профессий.

В современном глобальном мире с быстрой передачей информации по каналам Интернета, с формированием единых универсальных ценностей, вкусов, предпочтений атрибутика престижности также становится единой для многих стран.

Авторитет человека в обществе и его слагаемые. Однако было бы странным, если бы только положение или обладание какой-либо вещью определяло место человека в обществе. Поэтому кроме престижа существует более важная характеристика - авторитет, означающая признание другими за человеком права на принятие решения в совместной деятельности.

Так, человек, находящийся на престижной должности главы фирмы, не обязательно будет пользоваться авторитетом у других людей, хотя при правильном устройстве общества престижные должности должны занимать только авторитетные люди. Современный руководитель немыслим без организаторских способностей, проявляющихся в умении работать с людьми, уважать подчиненных, а главное - быть профессионалом в своем деле. Однако для обладания авторитетом вовсе не обязательно занимать руководящую должность. Каждый из вас может обладать авторитетным мнением по тому или иному вопросу. Для многих ребят авторитетом является любимый учитель. К нему можно прийти и посоветоваться по любому вопросу, который тревожит. Авторитетны для детей и родители. Для каждого из нас важно иметь перед глазами подобные авторитеты - всегда нужно на кого-то ориентироваться, с кого-то брать пример.

Как вы думаете, за счет чего человек может получить авторитет у окружающих? Кого вы признаете в качестве авторитета для себя? Спросите родителей и учителей, кто является авторитетом для них.

Однако есть случаи, когда пример для подражания, авторитет бывает отрицательным. Например, широко употребляется слово «авторитет» в криминальном мире.

Лидерские качества. Каждая эпоха рождает своих лидеров и предъявляет к ним свои требования. На заре человеческой истории моральным авторитетом в племени обладали старейшины, а военным - вожди, при этом лидер менялся в зависимости от ситуации. Вспомним судьбу Александра Невского, прославившегося воинскими победами и доблестью, но в мирное время изгнанного из Великого Новгорода.

Кого бы вы назвали лидерами современной российской молодежи? Приведите примеры героев кинофильмов, книг, которые обладают лидерскими качествами.

Стиль поведения лидера. Лидер в группе ведет себя по-разному. По оценкам ученых, каждый лидер придерживается одного из трех ведущих стилей поведения - авторитарного, демократического или анархического.

Авторитарный стиль предполагает приказной тон, отсутствие обсуждений и рассуждений, единоличность решений, максимальную быстроту исполнения приказов, полное подчинение, подавление любых форм сопротивления, невозможность кому-либо высказать собственное мнение. Демократический лидер управляет на основе признания его авторитета большинством, при этом он разрешает критику в свой адрес. Принятие любого решения таким лидером предполагает всестороннее обсуждение проблемы и учет других мнений, ответственность за совершаемое действие разделяется поровну между всеми представителями группы. Наконец, анархический стиль поведения состоит в полном отказе от руководства, существовании лишь морального авторитета, такой лидер снимает с себя какую-либо ответственность за происходящее.

Однако настоящий лидер должен уметь сочетать все эти стили в зависимости от ситуации. Если на страну напал враг, то промедление будет подобно смерти, и тут уж не до обсуждений и высказывания мнений. Лидер должен перейти на авторитарный стиль и умело организовать отпор захватчикам. Тем не менее основным общепризнанным стилем большинства руководителей в мире остается демократический. Именно так можно добиться наибольшего продвижения вперед и соблюсти интересы большинства людей.

Разыграйте на уроке сценку «Демократическое, авторитарное и анархическое лидерство». В сценке попробуйте отобразить типичные черты трех стилей лидерства.

Контрольные вопросы

1. Какова, на ваш взгляд, природа лидерства? Каковы пути и способы формирования лидерских качеств в современном обществе?

2. Кого можно считать национальным лидером? Приведите примеры национального лидерства из истории.

3. Какие классификации лидеров вы знаете? Чем отличаются формальные и неформальные лидеры?

4. Что такое престиж? Какие профессии вы назвали бы престижными в современном российском обществе?

5. Как менялись представления о престижности человека в истории? Что в современном российском обществе составляет арсенал престижной личности?

6. Что такое авторитет и кого считают авторитетным человеком? Каких людей можно назвать моральными авторитетами?

7. Как в истории менялись требования к качествам того или иного лидера?

8. Какими бывают стили поведения лидеров? Проиллюстрируйте каждый из стилей лидерства конкретными примерами из истории.

П.Сенге писал о лидерстве: «Большинство выдающихся лидеров не были ни высокими, ни стройными, ни особенно привлекательными. Зачастую они довольно посредственные ораторы, не выделяются в толпе, а их красноречие не способно воспламенять слушателей. Их, как правило, отличает ясность и убедительность идей, глубина убеждений и постоянная готовность учиться. У них нет готового ответа на все, но они умеют внушить окружающим уверенность, что вместе мы можем научиться всему, что нам нужно для достижения желаемого.

Способность таких людей быть прирожденными лидерами является побочным результатом всей их жизни, подчиненной развитию умения формулировать и убеждать, слушать и оценивать идеи других людей. Если личная харизма не опирается на такие усилия, это всего лишь стиль, лишенный содержания. И тогда каждый, кто поддался обаянию пустого стиля, теряет последнюю способность мыслить самостоятельно и принимать разумные решения. Такой лидер опасен как для общества, так и для организации».

Прокомментируйте слова ученого. В чем он видит опасные свойства определенных лидеров?

Конфуций говорил: «Когда ведешь себя правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ты ведешь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь». Прав ли древнекитайский мудрец? Можно ли найти исторические примеры, подтверждающие или опровергающие эту точку зрения? Что является критерием правильности и неправильности поступков лидера?

Ознакомьтесь с разработанной психологами формулой успеха человека-лидера: обладай видением (люди хотят идти за теми, кто знает, куда идти, они хотят знать, почему их ведут именно туда, а не в другую сторону, и не переносят, когда цель постоянно меняется); доверяй своим подчиненным (ответственность должна распределяться по всем ступеням служебной лестницы); будь хладнокровен (демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях); не бойся рисковать (лидеры побуждают своих подчиненных не только идти на риск, но и открыто признавать ошибки, допускаемые в поисках нового); будь экспертом (каждый на всех ступенях служебной лестницы должен быть убежден: лидер знает по меньшей мере столько же, сколько он сам); стимулируй появление разных точек зрения.

Прокомментируйте каждое из приведенных правил поведения лидера.

Ольга КИШЕНКОВА, кандидат исторических наук