Цель: определение основных проблем экономики.

Задачи:

1. Ввести понятия - «потребности», «ресурсы», «экономика».

2. Учить школьников делать выбор.

3. Продолжить формирование навыков экономического поведения, развивать экономическое мышление.

Оснащение:

Классная доска.

Карта.

Карточки с заданиями для работы в группах.

Сигнальные карточки для рефлексии.

Таблички с определениями.

Ход занятия

1. Сообщение темы урока

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня мы с вами совершим путешествие на необитаемый остров, который называется «Экономика». Совершенно случайно у меня оказалась вот эта карта. Посмотрите на нее. Нам придется преодолеть много трудностей: взобраться на вершину высокой горы, исследовать подземный грот. Но если нам удастся пройти этот путь, то мы узнаем, что же такое «экономика», для чего она нужна и какие проблемы помогает решать людям.

На доске появляется табличка «ЭКОНОМИКА».

Вы заметили, что сегодня вы заняли места не на одном судне, а в трех лодках? Это сделано для того, чтобы выяснить, чей экипаж будет удостоен чести первым ступить на новую землю под названием «Экономика». Этот экипаж должен быть самым дружным, самым находчивым, самым дисциплинированным. Всем понятно? Тогда в путь.

Три группы получают таблички с номерами.

2. Объяснение нового материала

Учитель: Прежде чем отправиться в путешествие, хочу задать вам вопрос: что требуется человеку для жизни?

Ответы детей: пища, одежда, лекарства, друзья и т. д.

Учитель: А кто из вас знает, как одним словом можно назвать все, что мы перечислили? Все, что необходимо человеку для жизни? Нам поможет русский язык.

Дети: Потребности.

Учитель: А теперь скажите, пожалуйста, если человек удовлетворит свою потребность, например в еде, она возникнет снова?

Дети: Да.

Учитель: А если вам купили новый портфель, значит ли это, что вы будете с ним ходить до 11-го класса?

Дети: Нет.

Учитель: Какой мы можем сделать вывод? Есть ли у потребностей границы? И опять мы можем обратиться к русскому языку.

Дети: Потребности безграничны.

Учитель: Раз мы отправляемся на необитаемый остров, нам нужно будет кое-что захватить с собой, чтобы удовлетворять наши потребности.

Работа в группах

Учитель: Сейчас вы будете выполнять первое задание. Каждый экипаж после короткого совещания сообщит нам, какие пять предметов он бы взял с собой в путешествие на необитаемый остров (см. приложение 1). Только пять, самых необходимых, тех, которые помогут удовлетворить ваши самые главные потребности: в еде, в безопасности, в отдыхе. Выбор сделать будет нелегко, но, к сожалению, место в шлюпках ограничено! Итак, время у нас с вами тоже ограничено, у вас есть всего две минуты. Время пошло.

Дети работают в группах, затем отвечают.

Учитель: Ну что ж, с таким багажом и умением делать правильный выбор мы можем отправляться.

Физкультминутка

- Свистать всех наверх! (встают)

- По местам стоять.

- Поднять паруса.

- Весла взять.

- Грести без устали.

- Оставить весла.

- Земля!

- По местам сидеть, приготовиться к высадке.

Учитель: Вот мы и на острове. Что должен сделать человек в первую очередь, чтобы обезопасить себя от различных неприятностей: диких зверей, холода, голода?

Дети: Построить дом, найти пищу…

Учитель: А для этого нужны?..

Дети: Материалы, инструменты, умения.

Учитель: Кто-нибудь знает, как можно все это назвать одним словом?

Дети предлагают свои варианты.

Учитель: Слово «ресурсы» переводится с французского языка как «запасы, источники чего-либо», это и есть определение ресурсов. Например, для удовлетворения потребности в отдыхе нам нужна кровать. При помощи каких ресурсов мы сможем ее произвести?

Дети: Дерево, железо, умение.

Учитель: На нашем острове нам самим придется разыскать необходимые ресурсы-запасы, чтобы удовлетворить наши безграничные потребности. Сегодня мы будем искать природные ресурсы. К ним относится все то, что нам дает матушка-природа: земля, моря, растения, полезные ископаемые, животные и многое другое.

Работа в группах

Учитель: Экипаж №1 займется поиском ресурсов на земле. Экипаж №2 - поиском ресурсов под землей. А экипаж №3 - поиском ресурсов в воде. Все экипажи должны обнаружить как можно больше ресурсов и рассказать нам, что мы сможем из них произвести. На эту работу вам отводится три минуты (см. приложение 2).

Дети в процессе обсуждения определяют ресурсы и продукт, из них производимый. Озвучивают результаты.

Физкультминутка

Экипаж №1 искал ресурсы на земле. Покажите, как вы это делали - подтянуться, нагнуться. Экипаж №2 искал ресурсы под землей. Покажите, как вы это делали - нагнуться, прорыть тоннель. Экипаж №3 искал ресурсы в воде. Покажите, как вы умеете плавать.

Учитель: Ну что же, главное сделано. У нас есть необходимые запасы, теперь мы не погибнем. Но ответьте мне на один вопрос: всегда ли у человека будут эти запасы? Имеют ли ресурсы границы?

Дети: Нет, они закончатся.

Учитель: Что это значит?

Дети: А это значит, что ресурсы ограничены.

Появляется табличка «ОГРАНИЧЕНЫ».

Учитель: Смотрите, что у нас получилось: потребности людей безграничны, а ресурсы ограничены, а значит, мы должны выбирать, какие потребности удовлетворять в первую очередь, чтобы сэкономить существующие ресурсы!

Есть наука, которая отвечает на вопрос, как удовлетворить безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов. А называется она…

Дети: Экономика.

Учитель: Давайте так же, как путешественники составляют карты, построим определение термина «Экономика» на доске (см. приложение 3).

3. Рефлексия

Учитель: Наше путешествие подходит к концу. На остров мы плыли практически без багажа. Надеюсь, что возвращаетесь вы не налегке, а с приличным багажом знаний. Итак, давайте проверим наш багаж.

1. Что такое потребности?

2. Имеют ли они границы?

3. Что такое ресурсы?

4. Есть ли у них границы?

5. Какая наука решает, какие потребности удовлетворять и какие ресурсы для этого использовать?

6. Самый сложный вопрос: кто готов дать определение термина «экономика»?

А теперь, юные путешественники, подайте сигнал с помощью смайликов, понравился ли вам урок и хотели бы вы изучать предмет экономику.

4. Домашнее задание, итог занятия

Учитель: Попробуйте подумать на досуге, какие потребности человек должен удовлетворять в первую очередь, а какие желания могут и подождать.

Подводя итог, хочу отметить вашу работу. Каждый из вас получает сегодня сертификат успешного начинающего экономиста.

Наталья ПОВАРИЧ, учитель экономики гимназии №1, лауреат конкурса «Учитель года России-2009», Кемерово

Приложения

1. ПУТЕВОЙ ЛИСТ

Запишите пять самых необходимых предметов, которые будут нужны вам на необитаемом острове:

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

3. __________________________________________________

4. __________________________________________________

5. __________________________________________________

2. Запишите ресурсы, которые вы нашли, в левый столбик. А в правый столбик впишите то, что можно из них сделать и где это использовать.