Полностью публикация приведена в формате PDF:

Скачать/Просмотреть

(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Часы или компас?

Для того чтобы объяснить, как я понимаю назначение и смысл истории как науки и школьного предмета, прошу вас, не раздумывая долго, ответить на вопрос: «Как вам кажется, какой из этих инструментов - часы или компас - более подходит на роль символа истории? Какой из них казался бы уместнее в руках историка?».

Согласитесь, что в большинстве случаев вы и те, кого мы попросим ответить на этот вопрос, скажут: «Часы». Конечно, часы, а разве может быть иначе? Может. Например, я считаю, что на роль символа истории более подходит компас, именно он уместнее был бы в руках историка. Объясню почему...

В свое время для меня было удивительным открытием то, что в истории человечества были народы, которые долгое время не сохраняли и не изучали свою историю. Вследствие определенных условий жизни и религиозных верований они представляли себе прошлое как круговорот постоянно повторяющихся событий. Смысла в запоминании постоянно повторяющихся событий они не видели. Так, например, первый учебник по истории Вьетнама был написан лишь во второй половине XX века нашим соотечественником, известным востоковедом, выпускником Института стран Азии и Африки Дмитрием Витальевичем Диопиком. Книга эта хоть и стала библиографической редкостью, говорят, до сих пор встречается на вьетнамских книжных развалах.

У нас, представителей европейской культуры, был и существует ныне совсем иной взгляд на историю. Для нас характерно представление о прошлом как о пути, который проходит, пусть с разной скоростью и разными маршрутами, все человечество. Для нас важно изучать историю, чтобы время от времени следить за этапами этого пути, отмечать поворотные вехи, пытаться скорректировать будущий курс движения.

Вернемся к часам. Что делает этот прибор? Часы лишь измеряют время, но они не позволяют нам ориентироваться во времени. На мой взгляд, история в нашей культуре - это одновременно и компас, и карта, позволяющие ориентироваться в прошлом, определять свое положение в настоящем и предполагать направление движения в будущем. Поэтому я считаю, что именно компас более уместен в руках историка, а в идеале и часы, и компас!

Но компас и карта всего лишь символы. На самом деле история - и наука, и школьный предмет - это искусство навигации. Освоение школьниками этого мастерства - непростая задача. Она требует большого количества знаний, компетенций, знакомства с обширным инструментарием.

Поэтому, как учитель истории, я вижу свою задачу в том, чтобы увлечь учеников, повысить их позитивную мотивацию для формирования устойчивого интереса и потребности в море познания. Если этого удастся достичь, то длительный путь развития человечества, который нам с учениками предстоит изучить на уроках истории, окажется интересным, а труд по его освоению не тягостным и не утомительным.

Штурманский инструмент

Как опытный учитель, или штурман, я стараюсь использовать в обучении истории максимально широкий спектр методов, или (если принять предложенные выше аналогии) навигационных инструментов. Я решил объединить их в шесть групп. Эти группы инструментов - равновесные, взаимодополняющие части системы работы. Познакомимся с ними?

Это самые простые и незамысловатые навигационные приборы: линейки, транспортир, измерительный циркуль и другие. Представленный набор инструментов я бы хотел сравнить с опытом, который сформировался в результате общения с коллегами, учителями различных предметов. В результате обобщения опыта других учителей я разработал и использую в практике преподавания некоторые дополнения к традиционной системе оценивания учащихся.

Эти дополнения позволяют объективизировать выставление оценок, дают школьнику возможность контролировать и «страховать» на перспективу свою успеваемость, выбирать для себя наиболее интересные формы дополнительной деятельности. Параллельно эти дополнения к системе оценивания позволяют мне расширять поле урока и направлять часть внеурочной деятельности учащихся на изучение истории и обществознания.

Суть этой системы состоит во введении понятия «конвертируемый балл». Конвертируемый балл - это своеобразный капитал ученика, полученный им за особые успехи или дополнительные виды деятельности. С помощью конвертируемого балла ученик может изменить любую текущую оценку (кроме оценок за четверть, за контрольные работы и иные значимые аттестационные работы). К примеру, имея текущую оценку «4» за устный ответ, учащийся, добавив один конвертируемый балл, изменяет ее на оценку «5». Самым важным здесь является перечень видов деятельности, за которые ученики имеют возможность получать конвертируемые баллы. В моей практике сложились четыре основных типа такой деятельности:

1) ответы на экспресс-вопрос (оценивается в 1 конвертируемый балл);

2) подготовка и представление сообщений на уроках (максимально оценивается в 4 конвертируемых балла);

3) подготовка исследовательских проектов (максимально оценивается в 10 конвертируемых баллов);

4) участие в различных конкурсах, викторинах и олимпиадах (оценивается обычно в 2 балла за факт участия и до 10 баллов в случае достижения значимого результата).

Эти дополнения к системе оценивания работы и знаний учащихся применяются мною начиная с 7-го класса. Как показывает практика, их использование активизирует познавательную деятельность учащихся, позволяет реализовывать индивидуальный подход в обучении, стимулирует интерес школьников к предмету.

Таким образом, новый опыт в такой, казалось бы, традиционной и консервативной сфере, как организационная сторона учебного процесса, открывает некоторый резерв для повышения мотивации школьников к изучению истории и обществознания.

Бинокль,

радиолокатор

Подзорная труба, бинокль и более современное средство - радиолокатор необходимы для того, чтобы увидеть и рассмотреть объекты, находящиеся в относительной близости, понять, что находится рядом. Этот набор навигационных инструментов можно сравнить с опытом, который формируется в результате взаимодействия с содержанием близких к истории сфер знаний и иных предметов.

Во-первых, внутри- и межпредметные связи - это интересная возможность увидеть привычное содержание предмета в непривычном ракурсе. Так, казалось бы, несложный курс истории геральдики и шире - государственных символов нашего и других государств, основанный на знакомстве с простыми и конкретными объектами (изображениями гербов, текстами гимнов и

т. д.), возвращает нас и наших учеников к основным этапам развития России. Но не только. С помощью этого курса можно обращаться к основным событиям и тенденциям всемирной истории, природным и географическим особенностям субъектов Российской Федерации, истории своего города и муниципального образования. На протяжении нескольких лет я собирал материал для факультатива «Государственная символика России» для учащихся средней школы и одноименного элективного курса для старшеклассников. Часть материалов вошла в учебное пособие «Государственные символы России», разработанное для московских школьников, я - один из его соавторов.

Во-вторых, воспитательное значение истории и обществознания не исчерпывается лишь сферой межличностных и общественных отношений. Знание истории взаимоотношений человека и природы - важный аспект экологического воспитания подрастающего поколения. Раздел «История взаимоотношений человека и природы» в учебном пособии «Экология. 5 класс» стал практическим воплощением моего опыта взаимодействия с биологами и экологами.

В-третьих, бинокль и подзорная труба - это не только возможность обозреть окрестности, но и способ приблизить и разглядеть в деталях отдаленный объект. Именно этот прием я использовал при создании электронного курса «История России в памятниках культуры» для учащихся младшего школьного возраста, имеющих особые потребности к условиям обучения. Каждый урок в рамках этого электронного курса - знакомство с конкретными памятниками архитектуры, музыки, живописи, науки, прикладного искусства, в которых отразилась история нашей страны. Помимо основного текста, озвученного диктором, и иллюстраций к каждому занятию подобраны тематически близкие музыкальные и видеофрагменты. Методический аппарат урока не ограничивается тестовыми вопросами, но предлагает темы для обсуждения и дает любознательным ссылки на дополнительные источники информации. Фрагмент этого курса представлен на моем сайте www.kruzhalov.ru.

Подводя итог этого раздела, можно отметить, что во взаимодействиях с содержанием и со специалистами других предметов кроются неисчерпаемые возможности повышения мотивации школьников к изучению наших предметов.

Лот, эхолот

Перечисленные приборы позволяют определять глубины, находящиеся под кораблем, или, если взглянуть на дело иначе, высоту корабля над уровнем дна. Ничто так не определяет высоту профессионализма учителя, как глубина научного знания своего предмета. На этом фундаменте он строит свою систему преподавания. Здесь я представлю опыт взаимодействия со сферой науки, учеными специалистами в области истории и ряда других общественных наук.

Основа профессиональной работы ученого-историка - умение работать с историческими источниками. Учитель-историк должен научить школьников работать с фрагментами исторических источников. Эта компетенция в наши дни является объектом особого внимания и проверки со стороны единого государственного экзамена. Мне как историку посчастливилось в составе коллектива исследователей принимать участие в изучении и подготовке к публикации одного из ценнейших исторических источников по теме «Взаимоотношение церкви и государства в первой половине XX века» - «Следственного дела патриарха Тихона», рассекреченного Центральным архивом ФСБ в конце 1990-х годов.

Опыт взаимодействия с учеными, работавшими над созданием учебников и методических пособий по истории, заставил меня по-новому взглянуть на привычную систему преподавания. Благодаря этому взаимодействию у меня появилась потребность представить курс истории не в виде механического набора тем, но как законченное произведение, в котором присутствует главная идея, развивающаяся из урока в урок. Каждое занятие вытекает из предыдущего и передает эстафету последующему. Такое построение курса формирует культуру учащихся и повышает их интерес к изучаемому предмету.

Взаимодействие с учеными, со сферой науки давно натолкнуло меня на мысль о необходимости формирования не только самих знаний, но и методологии знания. В моей педагогической практике это реализуется в особой системе работы с определениями и интеграции основ логики в курс истории и обществознания в старших классах. В рамках этой системы я стараюсь научить старшеклассников анализировать структуру определений, самостоятельно формулировать или выводить определения, определять, в какие логические взаимоотношения вступают те или иные понятия.

Подводя итог этого раздела, хотелось бы еще раз отметить, что научная глубина дает большую свободу педагогическому творчеству. И ничто так не увлекает юношество, как возможность взглянуть на историю с высоты птичьего полета.

Секстан, угломер

С помощью угломера и секстана производятся угловые измерения для определения точных координат местоположения. Ориентироваться в пространстве можно, изучая ход небесных светил: солнца, луны и звезд. В последнее время звездами часто называют деятелей современной массовой культуры. Но если вспомнить о настоящих звездах, то пришло время поговорить об опыте, сформировавшемся в результате взаимодействия с деятелями культуры.

Чаще всего на уроках истории и обществознания задачи обучения и нравственного воспитания решаются методами, апеллирующими к рациональному восприятию учащихся. Эмоциональная составляющая находится на вторых ролях или вовсе выносится за пределы наших уроков. В свое время меня поразила мысль, почерпнутая в одной из статей об Игоре Александровиче Моисееве, основателе знаменитого ансамбля народного танца: непродолжительный по времени танец (неразрывный сплав музыки и движения) может рассказать о характере народа, его особенностях и традициях доступнее и едва ли не более, чем печатный труд по этнографии. Развивая эту мысль, можно сказать, что небольшой удачно подобранный музыкальный фрагмент может рассказать об исторической эпохе не меньше, чем документ. В результате звучание фрагментов аутентичной музыки стало одним из обязательных элементов моих уроков. На основании этого опыта в моем архиве сформировалась коллекция отечественной и зарубежной музыки начиная с XII и заканчивая XX веком, а также подборка неаутентичных музыкальных произведений на историческую тематику.

Огромным богатством считаю опыт работы в московском «Класс-центре» №686 - школе с театрально-музыкальным уклоном. Встречи с деятелями театрального искусства и с профессиональными актерами-преподавателями заставили меня по-новому взглянуть на то, как элементы театрализации можно использовать на обычных уроках или как в необычной форме можно провести классный час, общешкольное родительское собрание.

Желание сделать историческое знание более живым и доступным для современного ученика привело к необычному сотрудничеству учителя истории и образовательного канала «Школьник ТВ». Один из проектов этого телеканала, созданный по заказу Правительства Москвы, - 120-серийный учебный документальный фильм «Москва на все времена», повествующий об истории, природе, географии и различных аспектах современной жизни столицы. Премьера 120 документальных фильмов прошла в 2002 году на канале «ТВ Центр». Сериал неоднократно демонстрировался на различных цифровых и кабельных каналах. Он и по сей день регулярно появляется в программе вещания «Школьник ТВ».

Мне было предложено включиться в работу сценарной группы и попробовать свои силы в написании документальных сценариев по исторической тематике, подборе видеоряда для 26-минутных фильмов сериала. В итоге 15 сценарных текстов были приняты в производство и стали фильмами.

Итак, взаимодействие с деятелями сферы культуры позволяет сделать систему преподавания традиционного предмета более яркой, эмоционально насыщенной.

Рация, радиосвязь

Технология радиосвязи на дальних, средних и коротких радиоволнах позволяет общаться с теми, кто находится далеко за пределами видимости. Полученная в ходе общения информация о погоде, об изменении судоходной обстановки облегчает задачи навигации и прокладки курса. Опыт общения «издалека» или опыт взаимодействия с теми, кто участвует в образовательном и воспитательном процессе на расстоянии, будет представлен в этом разделе.

Начнем с учеников. С распространением Интернета некоторая, если не значительная, часть внешкольного общения наших подопечных переместилась в Сеть и практически ускользнула из поля зрения взрослых. Чаще всего это незамедлительно сказывается на стилистическом уровне общения и тематике обсуждаемых проблем. Мой опыт показывает, что даже виртуальное присутствие авторитетных взрослых в этой среде оказывает дисциплинирующее воздействие. Именно с этой целью я зарегистрировался и поддерживаю странички в ряде социальных сетей. С большинством школьников удалось заключить «конвенцию» о стандартах персонального интернет-представительства, пытаемся реализовывать совместные неформальные информационные проекты.

Интернет оказался также удобной площадкой для общения с родительской аудиторией. Мы стараемся не только обмениваться информацией об успехах детей, но и пытаемся демонстрировать образцы надлежащего интернет-общения. Для большего вовлечения родителей в образовательный и воспитательный процесс по их просьбам на моем сайте начал работу общедоступный форум.

Бесспорно, современные технологии «дальней связи» таят в себе дополнительные резервы повышения интереса к школьным предметам и новые возможности педагогического общения с родителями. Остается сожалеть, что этот инструментарий пока еще не до конца оценен и родительским, и педагогическим сообществами.

GPS, ГЛОНАСС

Это поколение спутниковых систем становится в наши дни основным и наиболее часто используемым средством навигации. Вы уже, наверное, догадались, что в этом разделе я представляю опыт использования компьютера и возможностей цифровых технологий на уроках истории и обществознания.

Как и у многих моих коллег, у меня за время работы учителем истории и обществознания скопилась обширная коллекция текстов интересных исторических источников, иллюстраций, схем, музыкальных произведений и видеофильмов, анимированных и традиционных исторических карт, которые могут быть использованы на уроках. Опыт взаимодействия с моими коллегами-предметниками показывает, что такая подборка материалов может представлять интерес для многих из них. Мне посчастливилось поделиться значительной частью моей коллекции со всеми желающими. В рамках реализации федеральной программы «Информатизация системы образования», осуществляемой Министерством образования и науки Российской Федерации через Национальный фонд подготовки кадров, мне довелось стать автором идеи и одним из составителей коллекции из 800 цифровых образовательных ресурсов к учебникам Всеобщей и Отечественной истории для 10-х и 11-х классов. Это собрание в сопровождении методических рекомендаций по его использованию выложено для всеобщего бесплатного доступа и использования на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/.

Процитирую своего коллегу, замечательного учителя, автора серии учебников и книг по географии Е.М.Домогацких: «Пожалуй, нет такой темы в школьной программе, которую опытный преподаватель не мог бы представить учащимся, довольствуясь минимальными средствами: доской, мелом, текстом учебного пособия». Полностью согласен. Однако мы не можем не учитывать особенности современного восприятия детей и подростков, которые все реже в повседневной жизни сталкиваются с полноценным текстом, все чаще получают информацию из парцеллированных аудио-, видео- и комплексных динамических источников, каковыми на сегодняшний день являются страницы интернет-сайтов. Зачастую яркая и привлекательная, с точки зрения детей, оболочка скрывает за собой в лучшем случае бесполезный, пустой или развлекательный контент. Качественное традиционное знание в глазах современных детей могло быть значительно более привлекательным, если бы было облечено в современную оболочку.

По моему мнению, на ближайшем этапе развития школы одним из наиболее востребованных типов педагогической деятельности будет переосмысление содержания предметов в новых формах. Эти новые формы должны учитывать возрастные особенности, особенности восприятия, потребности и интересы современных детей и подростков. Мой опыт взаимодействия в этом направлении со специалистами в области компьютерных технологий вылился в реализацию двух проектов.

Первый проект - разработка и создание компьютерных игр-викторин и интегрированных в них пособий-подсказок по истории государственной символики России для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Познакомиться с играми и скачать их любой желающий может на моем сайте www.kruzhalov.ru.

Второй проект - «Электронный тренажер», по сути рабочая электронная тетрадь по истории России XX - начала XXI века для учащих 11-го класса, которая может быть одним из элементов подготовки старшеклассников к единому государственному экзамену по истории.

Подводя итог этого раздела, отмечу, что взаимодействие с современными технологиями значительно повышает интерес современных школьников к традиционной системе преподавания.

* * *

Весь представленный опыт направлен на то, чтобы увлечь учеников искусством навигации в прошлом, повысить их позитивный интерес к этому непростому искусству, сформировать устойчивую потребность в размышлениях о пройденном пути, поиске своего местоположения в пространстве времени и культуры, сделать привычным обращение от прошлого через настоящее к будущему.

Свою задачу я вижу в том, чтобы после окончания школы наши ученики взяли с собой во взрослую жизнь «карту и компас» нашего прошлого и настоящего, а не оставили их на школьном пороге.

Чтобы они поняли и приняли строки Максимилиана Волошина:

Весь трепет жизни - всех веков и рас

Живет в тебе.

Всегда.

Теперь.

Сейчас.

Чтобы они с уверенностью могли повторить: «История мира - это история каждого из нас».

Владимир КРУЖАЛОВ, учитель истории гимназии №1542, победитель конкурса «Учитель года России-2009», Москва