Школа, в которой я имею счастье трудиться, расположена в одном из самых старых районов нашего города Ногинска - рабочем поселке под названием Поселок Октября, построенном для рабочих глуховского текстильного комбината. С тех самых пор в этом поселке проживают в основном рабочие заводов и фабрик, иначе говоря, представители среднего класса общества.

Учащиеся этой небольшой школы (500 ребят) - самые обычные дети самых обычных родителей. Это дети, которых порой невозможно усадить за парты, которые нечасто выполняют домашние задания, которым на уроке интереснее общаться друг с другом, а не с учителем. В нашей школе мы, как, наверное, и многие другие мои коллеги, сталкиваемся с проблемой, когда к седьмому классу дети теряют интерес к обучению, а школу воспринимают как неизбежную каторгу. Подростки в этом возрасте замыкаются в себе, становятся неуверенными, боятся ошибок и неудач и, как следствие, перестают быть активными участниками образовательного процесса.

Однако мне думается, что всем известные гении, творцы и ученые в детстве были абсолютно такими же. Такими же непоседливыми, шумными, нетерпеливыми, а порой замкнутыми и угрюмыми, у них бывали такие же резкие перепады настроения, как и у современных подростков. Все они добились успеха в жизни только благодаря тому, что их таланты, данные каждому человеку при рождении, не были закопаны, а раскрылись в полной мере. Так как же мне, простому учителю обычной школы, сделать так, чтобы в детях проявилось самое главное чувство, необходимое для развития человека, - любознательность? Как пробудить в моих учениках заложенный самой природой, но скрытый до времени талант? Попытки ответить на этот вопрос и привели меня к определенной логике педагогического процесса, фрагменты которой я и хотел бы предложить вашему вниманию. Логика достаточно проста и состоит из трех основных шагов, которые, как я считаю, делало все человечество на пути возникновения и развития науки и культуры.

Шаг первый - заинтересовать. Мой девиз: «Из малой искры интереса науки пламень может разгореться, а без искры не разведешь костра!». Глубоко убежден, что человека на пути познания природы вело одно-единственное чувство - интерес. Однако современному ученику, пресыщенному технологиями и мультимедиа, сложно предложить что-то, что могло бы его заинтересовать. И все же есть кое-что… Ребенку, в какое бы время он ни жил, всегда интересно то, что он может сделать сам, своими руками. Вспомните первые слова младенца: «дай» и «я сам». Для ребенка, достигшего подросткового возраста, то есть семиклассника, который впервые начинает изучать физику, крайне важна возможность проявить себя, доказать, что он многое умеет, многое может. Если учитель предоставит ребенку такую возможность, то сможет ту самую искру интереса превратить в пламя. Фокусы, самодельные устройства, игрушки, опыты с бытовыми предметами - вот далеко не полный перечень того, что детям всегда будет интересно. Простой пример: инерционная машинка, принесенная на урок физики, - понятная и интересная для детей иллюстрация движения тел или явления инерции. Изучение такой игрушки, согласитесь, принесет намного больше пользы, чем механическое заучивание текста учебника. Тонущая и всплывающая в воде пипетка более наглядный пример действия закона Архимеда, чем любая компьютерная анимация. Но самое важное в использовании самоделок на уроках - это то, что семиклассник может передать свой опыт другим. Он может сделать такое устройство дома и объяснить родителям, как оно действует. Он также может показать и объяснить работу таких самоделок другим детям, например, из младших классов. А это делает его более уверенным в себе, более коммуникабельным, ведь он чувствует, что знает немного больше остальных, умеет делать то, что остальные не могут.

Шаг второй - вовлечь. Кто такой рядовой ученик 7-го или 8-го класса? Обычно это пассивный наблюдатель за действиями учителя (и то в лучшем случае). Учитель организует процесс обучения, готовит урок, а ученики лишь потребители конечного продукта. А что если в подготовке к уроку будут принимать участие сами дети?!

Так родилась идея мультимедийного оформления урока, которое создают сами учащиеся. На уроках информатики и во внеурочное время мне, как учителю информатики, удалось обучить всех ребят с 7-го по 9-й класс технологии создания презентаций, а также навыкам и правилам работы с ресурсами сети «Интернет». Потом мы вышли с предложением к учителям сделать мультимедийные оформления для их уроков. Здесь сразу же возник ряд проблем, преодолеть которые было непросто, да они и сейчас еще не до конца преодолены. Во-первых, создание презентации невозможно без знания предмета. Поэтому детям пришлось обратиться к учебнику, который они раньше открывали нечасто, научиться анализировать информацию по предмету. Спектр предметов был достаточно широк, поэтому можно с уверенностью утверждать, что такая форма работы привела к повышению познавательной активности ребят не только на уроках физики и информатики, но и на других уроках. Во-вторых, внедрению в практику такой формы работы учащихся предшествовало обсуждение на педагогических советах, заседаниях ШМО. Сразу стало ясно, что не все учителя могут, а главное, хотят использовать новые информационные технологии на своих уроках. Очень много усилий было затрачено на мотивацию учителей. Первой на мой призыв начать развивать это направление работы откликнулась директор нашей школы, учитель биологии. Пример руководства школы сыграл значительную роль, некоторые учителя все же согласились с важностью и необходимостью такой деятельности, и вовлечение детей в учебный процесс как активных его участников произошло! Всего за два года половина всех учащихся 7-9-х классов нашей школы создали 150 презентаций для уроков и внеклассных мероприятий.

Сейчас все презентации объединены в общую базу и создана удобная система поиска по предмету. Учителя с удовольствием используют материалы, разработанные самими учениками. Это в значительной степени решает проблему интереса учащихся к любому предмету и, что самое важное, повышает мотивацию детей к изучению предмета через создание презентаций.

После первых двух шагов выясняется, что далеко не все ученики готовы идти дальше. Потому что для дальнейшего движения нужно намного больше усилий, а на это, конечно же, немногие будут готовы. Но и первых двух шагов оказалось уже достаточно, чтобы школа перестала казаться каторгой, а уроки - бесполезным времяпровождением. Согласитесь, это немало!

Шаг третий - научить. Талант сам по себе не развивается. Как сказал Дмитрий Иванович Менделеев: «Гений - это лишь 1% гения и 99% потения». То есть для развития таланта, причем все равно какого именно таланта, нужно многому научиться. Поэтому наиболее активных и готовых к повышенным умственным нагрузкам детей я начал привлекать к исследовательской работе. Нужно было объяснить детям, что такое исследование, из каких этапов оно состоит, как его спланировать, как поставить цель, как выдвигать гипотезы, как проводить эксперименты, как обрабатывать результаты, как представить результаты своей деятельности… Сделав этот последний шаг, мы (и я, и мои ученики) столкнулись с неизбежным вопросом: «А что дальше?».

И действительно, что со всем этим делать? Где эти знания и умения применить? Ведь крайне важно, чтобы ребенок понимал, что его проект нужен людям. То есть настоящий проект должен быть практико- и социально ориентированным и, самое главное, он должен быть реализован. Дети должны видеть реальные результаты своего труда. Но, как говорится, «стучите и отверзется, ищите и обрящете…». Для начала мы с ребятами пообщались, обсудили эту проблему и решили заняться исследованиями экологического состояния воды в нашем районе. Как учитель физики, я считаю своим долгом обращать внимание детей на негативные стороны технического прогресса. Так как в нашем городе в свое время было мощное текстильное производство, заводы и фабрики оказали негативное воздействие на окружающую среду, и проблема чистой воды стоит в Ногинске достаточно остро. Дети очень скоро поняли, что их исследования сами по себе никаких результатов не дают, лишь констатируют факты. Тогда мы задались вопросом, а кто же еще задумался об этой проблеме, то есть начали искать единомышленников. Выяснилось, что на станции юных натуралистов существует объединение, в котором ребята пытаются сохранить бывшее имение князей Волконских, которое называется «Волхонка», причем пятый год стараются обратить на проблему внимание властей, однако безуспешно. И, наконец, мы узнали, что еще в одной школе нашего города учитель биологии организовала кружок, члены которого решили помочь юннатам в их нелегком деле. В личных беседах с коллегами мы пришли к общему выводу, что только совместные усилия могут дать положительный результат. Ищущие нашли друг друга, и возникло то, что я называю «консолидированный проект».

Консолидированный проект - это воплощение в жизнь слов Президента России Дмитрия Медведева о том, что наша сила в единстве. Социально значимый проект - одна из немногих форм проектной деятельности, в которой важнейшим является практическое приложение результатов проекта, его реализуемость и актуальность. Однако осуществить подобный проект - задача не из легких и одному учителю явно не под силу. Консолидированный проект позволяет расширить возможности проектной деятельности, наладить взаимодействие учителей школ и учреждений дополнительного образования, привлечь молодежь к настоящему, важному для общества делу.

Наш консолидированный проект называется «Возрождение заповедника «Волхонка». Он представляет собой совместную, четко скоординированную проектную деятельность учащихся и учителей трех учреждений: основной общеобразовательной школы №19, средней общеобразовательной школы №2 имени В.Г.Короленко с углубленным изучением иностранного языка и учреждения дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов». Каждая группа учащихся под руководством своего учителя разрабатывает свою часть проекта, а его реализация осуществляется совместными усилиями детей и педагогов. Такая совместная работа привела к положительному результату.

Первая же совместная конференция по проблемам Волхонки привлекла внимание администрации города - на конференции присутствовала заместитель начальника отдела экологии. Мероприятия, проводимые в рамках проекта, стали активно освещаться местной прессой. То есть проект заработал. Сейчас рассматривается вопрос о создании зоны культурного отдыха на запущенной территории Волхонки, что, надеемся, даст этому замечательному месту новую жизнь.

На всероссийской научно-практической конференции «Здоровый человек на здоровой планете», которую в прошлом году проводил фонд «Социальное партнерство», наш проект получил медаль, став лучшим. Высокая оценка специалистов вселяет в детей уверенность в своих силах и побуждает их к творчеству, труду и дальнейшим свершениям, то есть к полноценному развитию личности. Это ли не главная цель воспитания подрастающего поколения?!

Вадим МУРАНОВ, учитель физики основной общеобразовательной школы №19 города Ногинска,

победитель конкурса «Учитель года России-2009», Московская область