10 декабря - 125 лет со дня рождения художницы Зинаиды Серебряковой.

Она появилась на свет в имении Нескучное под Харьковом. Ее дед, Николай Бенуа, был знаменитым художником, отец, Евгений Лансере, - известным скульптором, брат Николай - талантливым архитектором, другой брат, Евгений, был художником, работавшим в области монументальной, театральной живописи и книжной иллюстрации. Русско-английский актер и писатель Питер Устинов тоже родственник Зинаиды Серебряковой.

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней Марией Тенишевой. Широкую известность принес Серебряковой автопортрет (1909 г.), хранящийся ныне в Третьяковской галерее и впервые показанный на большой выставке, организованной «Миром искусства». За ним последовали «Купальщица», портрет «Е.К.Лансере» и другие зрелые работы. В 1914 - 1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В 1916-м Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он пригласил и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Она взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц.

Революция резко изменила жизнь Серебряковой. В 1919 году умер от тифа муж. Она остается с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. Красок нет, рисовать приходится углем и карандашом. Осенью 1924 года Серебрякова уехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Она собиралась вернуться в Россию, где остались мать и дети. Однако это было не суждено.

Только во время хрущевской оттепели Серебрякову после 36 лет разлуки смогла посетить дочь Татьяна (Тата), ставшая театральным художником во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде, Киеве. Умерла Зинаида Серебрякова в Париже в возрасте 82 лет. Похоронена на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

13 декабря - сто лет со дня смерти Иннокентия Анненского. Известный поэт Серебряного века родился 1 сентября 1855 года в Омске в семье государственного чиновника. По окончании в 1879 году историко-филологического факультета Петербургского университета служил преподавателем древних языков и русской словесности. Впоследствии стал директором гимназии в Киеве. Был переведен в Санкт-Петербург на должность директора 8-й мужской гимназии (на 9-й линии Васильевского острова). Уже в начале 1890-х годов занялся изучением греческих трагиков. На протяжении многих лет выполнял работу по переводу на русский язык и комментированию всего театра Еврипида. Но более всего Анненский известен как поэт. Стихи он начал писать с детства, но напечатал впервые в 1904 году. Ранние стихотворные опыты называл чепухой и уничтожил. Свою единственную прижизненную книгу стихов он выпустил под характерным псевдонимом «Ник. Т-о».

20 декабря 1699 года российский царь Петр I подписал указ о переходе России на новое летосчисление и переносе празднования начала года с 1 сентября на 1 января. Своим указом он повелел 1 января 1700 года украсить дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями в знак веселья, друг друга обязательно поздравлять с Новым годом и столетием. На Красной площади был устроен фейерверк, пушечные и ружейные салюты, а москвичам было велено стрелять из мушкетов и пускать ракеты возле своих домов. 6 января празднества окончились крестным ходом на иордань.

23 декабря - 210 лет со дня рождения художника Карла Брюллова.

Принес он мирные трофеи

С собой в отеческую сень.

И был «Последний день Помпеи»

Для русской кисти первый день, -

писал о Брюллове Евгений Баратынский. «Последний день Помпеи» считается вершинным произведением художника. Картина побывала в парижском Лувре (1834 год), где приняли ее холодно: то была уже эпоха Делакруа и французского романтизма. Полотно было подарено Николаю I, который поместил «Последний день...» в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. Сейчас картина в Русском музее. В России ее, напротив, восприняли с восхищением.

Биографические сведения о Брюллове из энциклопедических справочников сухи и кратки: выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву, он учился в Академии художеств у Александра Иванова и Алексея Егорова. Около двенадцати лет работал в Италии, природа этой страны, ее искусство помогли Брюллову претворить опыт академического классицизма, учебного копирования антиков в живые образы, полные чувственного обаяния. Уже для ранних картин художника характерны виртуозный рисунок и композиция, эмоциональный, теплый колорит («Итальянский полдень», 1827 г., «Вирсавия», 1832 г.).

Талант Брюллова во всей полноте раскрылся в области портрета: «Графиня Ю.П.Самойлова, удаляющаяся с бала с приемной дочерью А.Паччини», «Поэт Н.В.Кукольник», «Скульптор И.П.Витали, «В.А.Жуковский», «И.А.Крылов», «А.Н.Струговщиков», «Автопортрет» и другие.

С 1849 года Брюллов из-за болезни жил на острове Мадейра, затем в Италии, где умер и похоронен.

30 декабря - 105 лет со дня рождения композитора и педагога Дмитрия Кабалевского.

Кабалевский родился в Петербурге в семье служащего. В 1918 году вместе с родителями переехал в Москву. Дмитрий Борисович Кабалевский разработал новые принципы общего музыкального образования, выводящие преподавание музыки из рамок педагогической схоластики. Пять лет назад, когда отмечалось столетие со дня рождения Кабалевского, «УГ» писала, приводя мнение директора Института художественного образования Людмилы Школяр: «Его педагогическая концепция воспитания и развития детей искусством, его программа положили начало коренным изменениям в теории и практике преподавания музыки. В 1981 году «Учительская газета» писала о том, что необходимо всемерно содействовать внедрению системы Кабалевского в школы, что она разработана «с позиций высокой науки». Сейчас мы можем говорить, что у нас сложилась научная школа Кабалевского в педагогике искусства. Его идеи настолько «проросли» в художественную педагогику, что без их влияния не обходится ни одна новая программа. Не так давно «УГ» вновь вернулась к его педагогическим идеям: «Воспитание должно быть целостным, - говорил он, - если мы воспитываем только научное мышление и умерщвляем эмоциональную жизнь ученика, то этим мы наносим прежде всего вред интеллектуальному мышлению...». Книги («Про трех китов и про многое другое», «Как рассказывать детям о музыке», «Ровесники»), статьи в журнале «Музыка в школе», постоянные ответы на многочисленные вопросы учителей, переписка с ними, огромная просветительская работа... В 1973 году Дмитрий Борисович стал работать учителем музыки в 209-й московской школе. Семь лет он вел уроки здесь (ныне это Центр образования №1601). Поистине программа Кабалевского стала прорывом в художественной педагогике, особенно такой ее ветви, как педагогика искусства. Дмитрия Борисовича Кабалевского не стало в 1987 году. Педагогические идеи Кабалевского отнюдь не устарели и актуальны по сегодняшний день.