Основные факторы успешного занятия:

1. Комплексность в достижении практических, образовательных и воспитательных целей, а также наличие межпредметных связей.

2. Выбор оптимальных для каждой группы учащихся методов и приемов обучения, которые обеспечивают активное участие каждого ребенка в овладении иностранным языком.

3. Наличие и систематическое использование различных средств обучения, в том числе и технических.

4. Единство урочной и внеурочной работы.

Создание речевых ситуаций на уроке - одна из основных целей учителя иностранного языка. Учебная ситуация должна отвечать определенным требованиям:

- быть предельно ясна учащимся;

- быть по возможности адекватной реальной ситуации общения;

- стимулировать мотивацию обучения, вызывать у детей интерес к заданию, желание хорошо его выполнить.

Основным принципом в обучении иностранному языку в настоящее время признается принцип функциональности, в основе которого лежит смысловое содержание, т.е. иностранный язык может быть усвоен учащимися как средство общения только тогда, когда он непосредственно связан с мышлением.

Говоря о коммуникативной направленности процесса обучения, нельзя оставить без внимания нетрадиционные формы проведения урока, связь учебного материала с жизненными ситуациями и организацию такой речевой практики, которая предполагает высокую мыслительную активность учащихся, развитие их творческой инициативы.

Ролевая игра как методический прием обучения иностранному языку получила широкое распространение в школьной практике. Продумывая план будущей ролевой игры, учитель прежде всего отбирает тот круг проблем, которые, по его мнению, вызовут интерес у ребят. Формирование умения самостоятельно выражать свои мысли - основная задача любой ролевой игры. Во время ролевой игры усвоение языкового материала и развитие речевых умений происходит одновременно. Формы таких уроков могут быть самыми различными - это и урок-конференция, урок-интервью, «круглый стол», воображаемые «телемосты». И все же самым ярким из подобных уроков чаще всего оказывается урок-экскурсия.

Таким образом, ситуативно-тематическая организация коммуникативного содержания обучения устной речи является методически целесообразной. Подобного рода аранжировка программы обучения вызывает у школьников большой интерес, создает явно ощутимый психологический эффект. Он основывается на следующих факторах:

1. Фактор ясности цели. Учащиеся ощущают реальность цели обучения иноязычной речи.

2. Фактор результативности. Ввиду того что типовые коммуникативно-речевые ситуации очень дискретны, легко обозримы как учебные шаги единой программы, есть возможность достичь реальных результатов, которые в свою очередь повышают мотивацию.

3. Фактор общения. Учебная деятельность школьников направлена на достижение реальной интеракции между участниками учебного процесса, т.е. направлена на общение. Общение, как известно, почти всегда занимательно, ново, эмоционально, провоцирует интеллектуальную активность обучаемых.

4. Фактор игры. Учебное общение является, по сути, чередованием ролей - коммуникативных, учебных, социально-коммуникативных и игровых. Игра, в которой участвуют обучающиеся, содержит большой мотивационный потенциал. Эмоциональность, ожидание интересного, оживление, возбуждение придают занятию, построенному по ситуативно-активному принципу, положительный заряд.

Все эти принципы нашли свое отражение в сценарии урока-экскурсии по теме «Путешествие в США».

Задачи урока:

1. Практиковаться в речевой деятельности: монологической, диалогической, аудировании:

А. Активизировать лексику по теме «Путешествие в США». Развивать умение применения полученных ЗУН в конкретной обстановке.

Б. Отрабатывать фонетические навыки на конкретных примерах, учить понимать иностранную речь в игровых ситуациях.

2. Развивать творческую фантазию, инициативу в осуществлении иноязычной речевой деятельности, познавательный интерес.

3. Воспитывать уважение к культуре других народов, прививать интерес к традициям, достопримечательностям англоязычных стран.

План урока

Сюжет 1: Дискуссия. Путешествие на самолете и поезде. Преимущества и недостатки этих видов транспорта.

Сюжет 2: Монолог. Реклама туристических агентств.

Сюжет 3: Диалоги. В аэропорту. Как заказать билет на самолет.

Сюжет 4: Ролевая игра. На борту самолета.

Сюжет 5: Диалоги. На таможне.

Сюжет 6: Ролевая игра. В гостинице.

Сюжет 7: Монологи. Трудно ли быть экскурсоводом? Культурная программа и осмотр достопримечательностей.

Сюжет 8: Ситуация.

А. На улице.

Б. В ресторане.

В. На приеме у врача.

Г. В театре.

Д. В магазине.

Е. В музее.

Сюжет 9: Викторина. Знаете ли вы США?

Сюжет 10: Музыкальный. Композиция: «Мы - это мир».

Алим ХАШУКОЕВ, учитель английского языка СШ №3 г. Нальчика Кабардино-Балкарской республики, суперфиналист конкурса «Учитель года России-2003»