Кинофестиваль «Флаэртиана» - это несколько залов по всему городу, множество тематических программ и десятки сеансов с утра и до полуночи. Основные зрители - студенты. Они готовы брать кассы штурмом и смотреть кино, не просто сидя на ступеньках, но, если понадобится, свисая гроздьями с балконов и колонн. А потом еще, ни мало не смущаясь, призывать автора к ответу, если в чем-то, по их мнению, он был неточен или неубедителен, или, наоборот, восторженно не отпускать, забрасывая вопросами. Одним словом, за те девять лет, что «Флаэртиана» прописана в Перми, выросло целое поколение «документальных» зрителей, чей внутренний мир требует нечто большего, чем серийные боевики и фильмы ужасов, чей интеллект нуждается в постоянном серьезном тренинге. Прекрасно понимая, что такую благодарную публику надо холить, лелеять и уверенной рукой затягивать в свою орбиту, в этом году руководство фестиваля придумало новый проект «Вуз-Флаэртиана». Студентам семи пермских университетов и академий было предложено самим составить документальные кинопрограммы на волнующие их темы, а затем пригласить на просмотр друзей и преподавателей и устроить дискуссию. Большую часть летних каникул потратили добровольцы на просмотр внушительного фестивального архива и на сочинение философских концепций. Задача оказалась куда сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Фильмы, как норовистые лошади, не всегда хотели вставать «в стойло» той или иной красивой идеи. Приходилось выбирать - бросать стройную привлекательную и, главное, уже обкатанную мысль или отказываться от с таким трудом найденного фильма. Но результат превзошел самые смелые ожидания, поэтому отныне «Вуз-Флаэртиана» - проект регулярный.

По меткому замечанию одного из наблюдателей, беглого взгляда на афиши достаточно, чтобы понять: современную молодежь больше всего волнуют секс, советское прошлое и самореализация. Об этом почти все выбранные ими картины, а их больше сотни. Впрочем, было бы странно, если бы думающих и амбициозных двадцатилетних волновало что-то иное... Названия программ замысловатые, не без претензии на некое двойное прочтение. Недаром документальное кино называют здесь не иначе как упаковкой смыслов. «Гендерные маски» у филфака Пермского педагогического университета. «С широко раскрытыми глазами» - кафедра новейшей литературы того же филфака: восемь фильмов о «странных людях, вытолкнутых из среднестатистического мира», об одиночестве, о противостоянии художника и толпы. Гуманитарный факультет политехнического университета составил документальную кинопрограмму учебного семинара «Православие - «правильное учение...» Три фильма подводят зрителей к непростому разговору о судьбе православия на Урале и об отношении к религии разных поколений. Но всех переиграли будущие топ-менеджеры из Пермского филиала высшей школы экономики. У них целых пять программ, одна многозначительнее другой: «Партнерство. Сотрудничество. Симбиоз», «Кризис. Человек. Инвестиции» и дальше в том же ключе. Победа в этом своеобразном интеллектуальном марафоне досталась им по праву. Не столько потому, что были оригинальнее других, сколько оттого, что подошли к делу одновременно серьезно, вдумчиво и азартно.

«Флаэртиана-2009» завершилась, гости разъехались, но студенты не хотят ждать свидания с новой порцией документального кино еще целый год, до следующего фестиваля. Встречаться, придумывать новые программы, смотреть и обсуждать кино - вот что им нужно здесь и сейчас.

- У Перми есть все шансы превратиться в столицу медиаобразования! - радуется президент «Флаэртианы» режиссер Павел Печенкин. - Мы ведь живем в эпоху, когда основной поток информации поступает к нам с помощью визуальных технологий. Смотреть кино, понимать заложенные в него коды нужно учиться так же, как и книги читать. Еще со школьной скамьи. А уж выпускники вузов, не владеющие визуальной культурой, - вообще неполноценные специалисты, неграмотные, по меркам современности. Конечно, хороша идея, да непросто ее воплотить: во всем мире существует университетский прокат, когда вузы закупают не только литературу для библиотеки, но и фильмы, и права на их показ. У нас такой практики, увы, нет, так что развитие серьезного медиаобразования надо начинать с ректоров и директоров, которые в большинстве своем пока что относятся к кино как к развлечению и не очень понимают, что такое авторские права и почему их не стоит нарушать.

Еще одна премьера девятого фестиваля - интернет-конкурс «Флаэртиана on-line». Идея уникальная своей демократичностью и доступностью. В конкурсе мог принять участие любой - и вы, и я. Все что нужно - выложить на популярном интернет-портале RuTube.ru свой документальный фильм. Профессиональный, любительский, длинный, короткий - не важно. Главное, чтобы отвечал принципам Флаэрти и герой на экране проживал часть жизни. Сотни роликов просмотрел модератор конкурса медиахудожник Сергей Тетерин, отобрав для конкурсной борьбы 88. Бесстрастный интернет-счетчик утверждает, что с момента запуска «Флаэртиана on-line» собрала более 26 тысяч зрителей. Разбросанная по миру публика смотрела и комментировала непридуманные истории о рокере в инвалидном кресле, о частном приюте для бездомных собак, о питерской коммуналке, где мирно и счастливо уживаются «дети семи народов». Рекордсмен по числу просмотров - «10.000 километров» режиссера Андрея Стволинского. За сорокаминутным путешествием по стране и ее истории следили 4 тысячи зрителей. Но профессиональное жюри - тут к Сергею Тетерину присоединились кинорежиссеры Юрий Шиллер и Анатолий Балуев - присудило победу Александру Муругову и его «Городу солнца», в котором поклонник Томмазо Кампанеллы мечтает создать в России свой собственный уголок абсолютного счастья, равноправия и справедливости. Как и студенческий конкурс, «Флаэртиана on-line» признана успешным стартом и в будущем году будет продолжена.

Но главные страсти кипели, конечно же, на сеансах главного конкурса, где жюри под началом мэтра документалистики Герца Франка выбирало абсолютных победителей «Флаэртианы-2009». Двадцать одна картина, и практически у каждой - все шансы быть отмеченной. Молодой мексиканец Эухенио Полговски несколько лет снимал своих «Наследников», практически безмолвное полуторачасовое эпическое полотно о жизни детей, на чьих плечах груз забот о целой деревне, о младших, о стариках. Взрослые уезжают на заработки за границу, оставляя поля, скот, хозяйство, стройку, ремесло на детей, многие из которых едва научились ходить. На фоне южной природы, брызжущей цветом, соком и чувственностью, невыносимы эти глаза, не знающие ни смеха, ни слез.

Если бы в основном конкурсе вручали приз зрительских симпатий, он наверняка достался бы ленте «Пицца в Освенциме» израильтянина Моше Цимермана. 80-летний Дэни Ханох возвращается в концлагерь, где прошло его детство, чтобы провести ночь в своем бараке. И это не болезненное самоедство, не старческий маразм, а всего лишь желание вернуть годы юности, рассказать о ней уже взрослым дочери и сыну. Она была страшной, трагической, врагу не пожелаешь, но это его юность, другой нет и не будет... Еще один любимчик публики - английский фильм «В ожидании женщин» режиссера Стефана Вагнера. Из маленькой испанской деревушки Риофрио женщины уехали 20 лет назад. А мужчины остались. Работы нет, а вина хватает. И вот сидят горемыки на своих испанских завалинках и мечтают. О женщинах, конечно же. Но когда на горизонте появляется целый автобус с незамужними барышнями, сельские идальго оказываются не на высоте...

Гран-при фестиваля, «Золотой нанук», и приз «Серебряный нанук» от жюри ФИПРЕССИ, Международной федерации кинопрессы, достался китайской картине «Петь, чтобы выжить» режиссера Юй Гуани. На севере Китая сносят поселок, чтобы вырыть на его месте водохранилище, но одна-единственная семья отказывается покинуть свой полуразрушенный дом и остается в полном одиночестве. Полтора часа первобытного существования, где из всех достижений цивилизации - лишь полиэтиленовая пленка, чтобы затянуть слепые оконные проемы, да проволока для охотничьих капканов. Несмотря на всю социальную остроту, снят фильм поэтично, особенно на наш европейский глаз. «Петь, чтобы выжить» - второй фильм Юй Гуани. Он пришел в документальное кино лишь пять лет назад, а до этого работал гравером по дереву. Художественное прошлое дает о себе знать, потому что даже убогая нищета в его кадре не лишена изысканности.

«Серебряный нанук» за лучший полнометражный фильм у израильского режиссера Нати Бараца. «Избранный» снимался пять лет в Тибете, и нынче это, пожалуй, одна из самых модных документальных картин в Европе. Если поискать, ее можно найти в Интернете и своими глазами увидеть, как монах Тензин Зоп ищет в далеких горных деревнях новорожденного младенца, в которого переселилась душа его любимого учителя ламы Кончога. «Серебряный нанук» за лучшую короткометражную ленту остался в России, в Омске, у молодого режиссера Владимира Головнева. Сорок дней Головнев снимал труппу провинциального уральского театра - на репетициях, в гримерках, на спектаклях в сельских клубах. Получился «Занавес» - история пронзительная и грустная, навсегда развенчивающая миф о сказочной жизни по ту сторону кулис.

Фото автора

Пермь - Москва

  • Юй Гуани возвращается из России не с пустыми руками