- Галина Петровна, наверняка у вуза многолетний опыт в организации педагогической практики?

- Да, это так. До того момента, как были введены стандарты второго поколения и начался переход на многоуровневую подготовку студентов, педпрактика занимала достаточно большое место в обучении наших ребят. Так продолжалось примерно до начала 90-х годов.

Педпрактику в тогдашнем виде можно было смело называть непрерывной. Как рассказывает моя собеседница, студенты с первого курса приходили в школы, сначала в младшие классы, где на время становились помощниками учителя. Один день в неделю специально отдавался под посещение школы, а в вузовском расписании так и значилось: педпрактика. На втором и третьем курсах уже повзрослевшие будущие учителя практиковались в среднем звене, приходя в школу помощниками пионервожатых и классных руководителей. Свои уроки студенты начинали давать на четвертом и пятом курсах - в зависимости от собственных возможностей и от решения учителя-наставника.

В 90-е годы, рассказывает Галина Петровна, все начало меняться не только в обществе, но и в студенческой педпрактике. Пионерские лагеря закрывались десятками. А у педагогического вуза, с одной стороны, появилась проблема, куда направить на практику студентов, а с другой - круто изменились образовательные стандарты. Оказалось, что направлять никуда вроде бы и не надо, потому что не стало возможности вносить в учебные планы летнюю практику, и от непрерывной пришлось отказаться. В итоге на сегодняшний день в Воронежском педуниверситете летняя педпрактика существует лишь на тех факультетах, где студенты получают вторую специальность, связанную с педагогикой.

Что же касается педпрактики во время учебного года, то, например, у бакалавров есть только единственная возможность «подержать» профессию в руках: на четвертом курсе в первом семестре они посещают школы в течение четырех недель. И все - за четыре года учебы!

- Мы, - говорит Галина Петровна, - прекрасно понимаем, что эта ситуация неправильная. И очень надеемся, что сейчас, когда будем переходить на обещанные стандарты третьего поколения и в соответствии с ними разрабатывать учебные планы, то будем иметь возможность включать в них значительно большее количество практик. Тем более что проекты стандартов предусматривают большую долю самостоятельности вузов в определении содержания учебного процесса. За последние 10-20 лет мы успели убедиться, что без летней педпрактики подготовить хорошего педагога очень сложно.

Минувшим летом на педпрактику выезжали 240 студентов и еще почти столько же - 235 - добровольцев. Так в вузе называют тех, кто на каникулах едет поработать в детские лагеря.

Что касается практики в школе, то многоуровневая подготовка с четырехлетним бакалавриатом и двухлетней магистратурой почему-то, мягко говоря, учитывает ее слабо. По сравнению с четырьмя неделями школьной практики у бакалавров сегодняшние студенты специалитета видятся со школьниками гораздо чаще: 6 недель на четвертом курсе и 8 недель на пятом. Для прохождения такой практики обычно формируются группы студентов, за которыми закрепляется руководитель из числа преподавателей факультета. Он обязан посещать уроки своих студентов и хотя бы раз в неделю прийти к каждому. Также за группой закрепляется преподаватель с кафедры педагогики, который ведет консультирование, связанное с внеучебной деятельностью и с педагогическими вопросами, и психолог.

- Наша задача, - говорит Галина Петровна, - чтобы студент пришел в сильную школу, где учителя могут его многому научить, где он попадет в хороший коллектив с педагогическими традициями. И мы, конечно, стремимся в такие школы.

Сейчас вузы живут в ожидании стандартов третьего поколения. Обещанная большая (ударение на первый слог) самостоятельность поддерживает надежду, в том числе и на возрождение педагогической практики студентов. Главное, чтобы третий блин не вышел комом.

Воронеж