Для 2150 миасских детей, проживающих в старой части города, детско-юношеский центр «Ровесник» является по-настоящему вторым домом, а для многих - единственным домом, где их всегда ждут. «Ровесник» - одно из старейших образовательных заведений области: в 2008 году он отметил девяностолетний юбилей. Работают там сегодня 42 педагога дополнительного образования по самым различным направлениям. «Сюда случайный человек не придет, - говорит Любовь Владимировна Дорофеева, директор центра. - В школе еще можно трудиться и без призвания. Бывает, ошибся кто-то в выборе профессии, но менять ничего не хочет, работает по привычке. В нашем деле по привычке не получится: не поверят тебе дети, не пойдут к тебе».

У Марины Малышевой в краеведческом кружке ребята из разных семей, но большинство - из неблагополучных. «Приходят они с опаской, как будто ждут подвоха. Непричесанные, неприглаженные, ершистые, задиристые», - рассказывает она. «Ильменка» (кружок называется по имени озера, расположенного в черте города) работает по особой программе.

Программу эту Марина Сергеевна подготовила самостоятельно и успешно защитила на областном конкурсе авторских программ. В ней четыре блока: экскурсионный, экологический, музейный, образовательный. Экскурсионный не случайно стоит на первом месте: все в кружке начинается с экскурсии на природу. Дело в том, что к работе в помещении ребят нужно сначала приучить. По словам Марины Сергеевны, они замкнутого пространства боятся, от волнения сильно потеют, так что классную комнату приходится постоянно проветривать. И только когда немного освоятся, научатся слушать, вопросы задавать, начинается работа с книгой. Во время экскурсии юные краеведы исследуют, какой слой почвы на берегу реки, а какой - на горе; определяют, сколько лет миасскому пруду и в каком он состоянии находится; пытаются установить, какова высота горного хребта и какие породы деревьев в местных лесах преобладают.

Сама Марина Сергеевна живет в Миассе не так давно. Приехала как-то погостить к родственникам, да так и осталась. Не смогла от этих синих гор никуда уехать, снились они ей по ночам. Перевезла сюда семью...

- А люди этой красоты не замечают, не живут, а словно маются, особенно ребятишки. По городу без присмотра шатаются.

Их-то Марина Сергеевна и приглашает к себе в «Ильменку», как говорит, «за любовью».

Несколько лет назад появился в кружке Сережа Миронов. Пришел неуверенно, робко, а сегодня он уже творческий представитель коллектива на всех мероприятиях. Недавно компас себе купил, для того чтобы улицы города изучать Ему 13 лет. Кроме него, в семье еще двое детей. Отец в тюрьме, поэтому мама работает и день, и ночь, чтобы выжить. Сережа для своей младшей сестренки за мать: и постирает, и покушать приготовит. А еще уже год, как водит он малышку с собой в «Ровесник». Сначала брал сестру, потому что оставить было не с кем, потом записал ее в подготовительную группу для будущих первоклассников, там же, в «Ровеснике», и кружок для нее стал присматривать.

Ребят постарше Марина Сергеевна ведет в городской краеведческий музей. Уже несколько лет ее воспитанники серьезно занимаются историческим краеведением. Лиля Сайтхужина полтора года вела исследование приезда в Миасс на каникулы в 1918 году восьмисот питерских детей. Девочка изучила все подробности пребывания этих детей на Урале, затянувшегося из-за того, что мятеж белочехов помешал вовремя вывезти их на родину. Затем восстановила маршрут драматического возвращения детей из Миасса в Петербург, которое обернулось для них мучительным трехлетним кругосветным путешествием. Свою работу Лиля успешно представила на областном конкурсе. Правда, места призового она не заняла, хотя была убедительна и выдержала град очень сложных вопросов.

- Челябинским ребятам она уступила только потому, что технические средства не использовала во время презентации своей работы, - говорит Марина Сергеевна. - Есть у нас, конечно, и ноутбук, и экран с мультимедийным проектором, но все это в единственном экземпляре... Да и как на электричке все повезешь до Челябинска?

Победа не одними грамотами измеряется, знают об этом педагоги детско-юношеского центра, но как до ребят это донести, ведь жизнь их наградами совсем не балует... Благо, что конкурсами в «Ровеснике» все не заканчивается. Уже несколько лет там активно действует музей истории Васильковской авиашколы, которая в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована из Киева в Миасс. Сегодня силами кружковцев обнаружены новые документы, найдены 84 курсанта. Неделями писали ребята им письма. Сразу договорились, что никаких компьютеров: «Ведь люди, к которым мы обращаемся, вживую будут нам отвечать». Каждому ответу от бывших курсантов ребята радуются, как самому большому в жизни празднику. Война для них стала особой темой, а помощь ветеранам - особой заботой.

С биографиями курсантов авиашколы ребята знакомятся самостоятельно. Марина Сергеевна никого не принуждает. Просто вместе они читают пожелтевшие письма и старые газетные вырезки, рассматривают сохранившиеся фотографии.

- Этот человек в 1945-м готовил самолет к параду в Москве, - комментирует Марина Сергеевна фотографию шестидесятилетней давности. - Попробуйте поставить себя на место этого механика!

И старый военный снимок сразу оживает. А ведь раньше ребята часто проходили мимо него не останавливаясь...

Деятельность педагогов дополнительного образования из Миасса Челябинской области - не единственный пример того, что в стране копится опыт помощи детям из неблагополучных семей. Клубы, дома творчества, детско-юношеские центры ведут работу не менее важную, чем Министерство по чрезвычайным ситуациям. А может быть, и более важную, потому что смысл ее - предупреждение самых разных чрезвычайных ситуаций. Но беда в том, что успешность такой работы целиком и полностью зависит от энтузиазма педагогов, который может иссякнуть, если у него не будет серьезной государственной поддержки. А ее пока нет. Так, например, месячная зарплата миасского педагога дополнительного образования высшей категории составляет 4024 рубля. Других доходов не имеется. Платные кружки здесь не приживаются, так как большая часть населения принадлежит к малообеспеченным слоям общества.

Еще одна серьезная проблема - состояние помещений, где находятся кружки и секции. Как правило, они расположены в зданиях, требующих капитального ремонта, а денег на него всегда не оказывается. Так, здание, в котором работает ДЮЦ «Ровесник», было передано в распоряжение детей в 1924 году. А сколько оно до этого времени простояло, сейчас трудно установить, известно лишь, что изначально в этом доме проживал мулла. «Здание нуждается в серьезном ремонте, мы как можем его поддерживаем, но... Летом наши педагоги становятся и штукатурами, и малярами», - поделилась Любовь Владимировна Дорофеева. По ее мнению, государственного финансирования не хватает ни на приобретение строительных материалов для ремонтных работ, ни на поощрение детей, ни на организацию праздников. Педагоги давно освоили роль просителей, обивающих пороги кабинетов потенциальных спонсоров. Сколько радости, если удается получить одну или две тысячи помощи...

Недалеко от Миасса, в поселке Атлян, много лет существует воспитательная колония для несовершеннолетних преступников, на содержание и перевоспитание которых тратятся немалые государственные деньги и много сил. Но, несмотря на это, до 45 процентов освободившихся подростков возвращаются в колонию обратно. Эта печальная статистика свидетельствует о том, что эмоциональное состояние и поведение осужденных детей с трудом поддаются какой-либо коррекции: упустили момент, опоздали. А ведь оградить подростков из неблагополучных семей от преступности можно. Но для этого надо позаботиться о том, чтобы каждому из них повстречалась на жизненном пути своя «Ильменка».

Миасс, Челябинская область