Цель проекта - создание эффективной модели школы будущего, укрепление интеграционных процессов в комплексе «школа - вуз» и формирование осознанного выбора учащимися профессий, связанных с наукоемкими технологиями.

Калужская область вышла с инициативой включиться в реализацию этого федерального проекта. И в регионе активно приступили к эксперименту, потому что здесь, по словам ректора Калужского областного института повышения квалификации работников образования Нелли Вощенковой, уже созданы все предпосылки для такой инновационной работы.

В 2006 году в Калуге впервые состоялся президиум Госсовета России по вопросу «О повышении эффективности использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Российской Федерации».

В области был принят Закон «Об областной целевой программе «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности Калужской области». Уже много лет в школьные программы в качестве регионального компонента включено «Аэрокосмическое образование», а в региональный учебный план на старшей ступени обучения входит предмет «Астрономия и космонавтика». В системе дополнительного образования эффективно работают центр космического образования и клуб юных космонавтов. С каждым годом увеличивается число участников конференции памяти Александра Чижевского. Растут ее научный уровень и масштаб, широта охвата секций, отмечается рост качества докладов школьников. Научно-методическое руководство проектом взял на себя Калужский областной институт повышения квалификации работников образования. Институтом был определен научный руководитель проекта и выбрана рабочая группа. Затем отобрали экспериментальные школы и провели для их руководителей семинар. Директора получили программно-технические комплексы и ознакомились с принципами их работы. В январе 2009-го реализация федерального проекта началась.

Сначала в эксперимент включились 8 образовательных учреждений Калужской области, а в марте в рамках проекта были бесплатно получены еще 5 комплексов плюс 3 солнечных модуля и 6 ГЛОНАСС-навигаторов. Число экспериментаторов увеличилось. Сейчас учителя под руководством сотрудников института апробируют методические разработки и пособия по применению космических технологий на уроках географии, информатики, физики и математики, создают они и авторские материалы. Появилось немалое количество уроков, в том числе интегрированных, кружков, факультативов, программы летнего лагеря. Методические разработки легли в основу подготовки монографии по итогам апробации космических технологий. В книгу вошли материалы педагогов Москвы, Рязанской и Калужской областей.

Даже первоклассники могут увидеть прием сигнала со спутника и определить координаты своего местоположения. Конечно, в этом им помогают старшие товарищи. Подготовленные учащиеся рассказывают и показывают работу комплекса «Космос-М2» или ГЛОНАСС-навигатора. Малыши под их руководством могут поработать с тем или иным устройством.

В 5-7-х классах школьники уже могут самостоятельно работать по инструкции с навигатором, получать снимки Земли в режиме реального времени, выполнять задания учителя по изучению готовых снимков, узнавая объекты на карте и согласовывая их с типовой картой в традиционном атласе.

Во время изучения на уроках математики графиков различных функций можно ознакомиться с солнечным модулем, а также с программным обеспечением к нему, с помощью которого можно получить графики, построить сравнительные диаграммы площадей регионов или водоемов, длин рек или расстояний от регионального центра до центров соседних регионов.

Во время изучения тем предмета «Информатика и ИКТ» базового и профильного уровней, в которых рассматриваются различные информационные процессы, происходит знакомство с программным обеспечением для соответствующих комплексов. Информация, которую выделяют ребята из конкретных снимков, полученных с помощью комплекса «Космос-М2», становится набором данных для дальнейшей компьютерной обработки. Практические работы с ГЛОНАСС-навигатором, включающие теоретические знания, позволяют понять процессы сбора, приема, обработки, передачи и визуализации информации.

Новые технологии не могут остаться незамеченными в школе, особенно в небольшой. Ученики экспериментального класса, при обучении в котором использовались новые технологии, рассказывали своим друзьям из контрольного, в котором обучение шло без изменений, о новинках в школе, приводили их в свою учебную комнату во время приема сигнала со спутника, учили работать с ГЛОНАСС-навигатором. Многие дети заинтересовались навигаторами, находящимися в автомобилях их родителей, и их сравнительной характеристикой.

Мониторинг по информатике, математике, географии, физике показал, что с приходом информационных спутниковых технологий в образовательные учреждения возрос интерес школьников к предметам естественно-научного цикла.

Современные космические технологии - дистанционное зондирование Земли из космоса, спутниковая навигация, солнечная энергетика - содержат в себе все основные элементы и принципы, необходимые для решения задач, стоящих перед российским образованием. Они помогают поднять образование на качественно новый уровень, повышают мотивацию осознанного выбора профессий, связанных с наукоемкими технологиями.

Научным руководителем проекта стал директор Института аэрокосмических технологий и мониторинга, заслуженный деятель науки РФ, дважды лауреат Премии Правительства РФ, доктор технических наук, профессор, академик РАЕН, генерал-майор Михаил Шахраманьян. Калужские педагоги называют проект новой космической страницей. Не случайно он пришел в российские школы после празднования 50-летия со дня запуска первого искусственного спутника Земли - в 2007 году. Эксперимент подтвердил: космические технологии мотивируют детей на изучение школьных предметов. Получив конкретное задание, тесно связанное с окружающим его миром, ученик всегда заинтересуется прикладным принципом решения задачи, какой бы трудной она ему ни казалась в начале урока. Внедрение в образовательный процесс космических технологий дает уникальный шанс формирования предметных и ключевых компетентностей учащихся, что и является задачей современной школы.

Калуга