Лингвистика - наука не самая известная, и в школе ее не проходят. Поэтому участники олимпиады чаще всего ничего или почти ничего о ней не знают - и при этом добиваются иногда выдающихся успехов. Как же это получается? Дело в том, что для решения так называемых самодостаточных лингвистических задач и не нужны никакие специальные знания. Надо лишь владеть родным языком и хорошо соображать, чтобы анализировать условие задачи и находить систему в разрозненных на первый взгляд фактах. Материалом могут послужить самые разные явления: важно лишь, чтобы они были не специально сконструированы для задачи, а отражали языковую реальность.

Скажем, одна из недавних задач никак не связана ни с грамматическим разбором, ни с правописанием, ни с переводом - словом, со всем тем, что обычно проходят на уроках русского или иностранного.

Задача № 1

Один лингвист в своей работе, сделанной на основе некоторых данных, полученных в Москве, приводит, в частности, такие цифры:

ворона 1099

индейка 1

ерш 711

кролик 9

заяц 2865

лосось 0

козел 3999

осел 0

лев 362

страус 6

муравей 573

стрекоза 1

орел 2670

тигр 2

Задание 1. Что изучает этот лингвист и какими данными он пользуется?

Задание 2. Даны слова: бобр, волк, кит, муха, пантера, скорпион, соловей, попугай. Разделите эти слова на две группы в зависимости от того, какого порядка число - большое или маленькое - приводится в этой работе для каждого из них.

Задание 3. Число 362, относящееся к слову лев, вначале показалось лингвисту неправдоподобно большим, но затем он нашел ему объяснение. Какое?

Задание 4. Попробуйте объяснить причины, по которым слова попадают в ту или иную группу.

Решение этой задачи непосредственно связано с русским языком, но касается не совсем обычной темы. Чтобы найти ответ, надо сопоставить ключевые моменты условия. Если лингвист - значит исследует язык, а не, скажем, повадки зверей в зоопарке. Если Москва - значит, скорее всего, изучаются какие-то данные о московских жителях. А как связаны московские жители с орлами или зайцами? Зайцев в Москве немного, орлов и того меньше, а вот Зайцевых и Орловых - сколько угодно. Сколько именно? А нам как раз даны точные цифры. Вот и ответ!

Задача № 1. Решение

Ответ на задание 1. Лингвист изучает распространенность фамилий, производных от названий животных, птиц, рыб и насекомых. Так, проштудировав городской телефонный справочник, он обнаружил, что среди жителей Москвы фамилию Воронин имеют (по данным на 2003 год) 1099 человек, фамилию Козлов - 3999 человек, фамилию Ершов - 711 человек (кстати, это самая распространенная русская «рыбья» фамилия), в то время как людей с фамилиями Кроликов, Индейкин, Страусов в Москве (да и во всей России) очень мало, а Лососевых и Ословых нет вовсе.

Ответ на задание 2. Чтобы выполнить задание, надо образовать от данных слов фамилии (используя суффикс -ов для слов мужского рода и -ин - для женского). Фамилии Бобров, Волков, Мухин, Соловьев - явно распространенные, а людей с фамилиями Китов (в Москве таких только 30), Попугаев (11), Пантерин (0), Скорпионов (0) - единицы.

Ответ на задание 3. Лингвист предположил, что фамилии от слова лев, как и от слова тигр, должны быть очень редкими. Однако вскоре сообразил, что достаточно распространенная фамилия Львов образована не от названия животного, а от мужского имени.

Ответ на задание 4. Вероятно, что гораздо более распространены фамилии от названий тех живых существ, которые водятся в России и укоренены в русской культуре - встречаются в русских народных сказках, пословицах и поговорках, устойчивых словосочетаниях. Всего, по данным специалистов, на долю фамилий, производных от названий животных, птиц, рыб и насекомых, приходится около 8% от общего числа русских фамилий, из них наиболее распространены «птичьи» фамилии.

Еще одна задача появилась благодаря сыну автора, которому тогда было полтора года.

Задача № 2

Миша только начал говорить. Вот как он произносит некоторые слова:

азбука а

арбуз абу

булка бубу

бутылка бубу

где де

да да

дедушка деде

зебра зезе

картошка кака

коляска кака

макароны мама

море момо

один ади

оса аса

отдай ада

стол то

тень те

ухо у

Задание. Как Миша произносит следующие слова: баба, бабочка, дед, кот, огонь, очки, это?

Если проанализировать примеры в этой задаче, то оказывается, что и тут достаточно применить логику, чтобы установить четкие правила образования «детских слов» из «взрослых» и даже предсказать, как именно ребенок будет произносить другие, не данные в задаче слова.

Задача № 2. Решение

Мишины слова имеют очень простую структуру: они состоят из одного или двух слогов, причем все слоги открытые (заканчиваются на гласный) и не содержат никаких сочетаний согласных - ведь их произносить сложнее. Вот как Миша преобразует «взрослые» слова:

1) В каждом слоге произносится только его начальная часть (до гласного включительно).

2) Вместо сочетания двух согласных произносится только второй из них.

3) Если слово состоит из двух и более слогов и начинается на гласный, то произносится только первый слог, если он ударный, или первые два слога, если он безударный.

4) Если слово состоит из двух и более слогов и начинается на согласный, то независимо от ударения произносится только первый слог, повторенный дважды.

А еще Миша «акает» - произносит а на месте безударного о, как и все носители русского литературного языка.

Ответ на задание: баба, баба, де, ко, аго, аки, э.

А вообще лингвистические задачи посвящены отнюдь не только русскому языку. Задачи каждой олимпиады используют материал полутора-двух десятков языков: например, в последние годы школьники писали на языке канадских эскимосов, анализировали арабские глагольные формы, разбирались в системе ориентирования острова Калимантан, разгадывали удмуртские загадки, считали по-чукотски, разбирали вьетнамские и древнеисландские стихи, переводили с белорусского, сербского, ирландского, шведского, нидерландского, турецкого, чеченского, адыгейского... И все это без малейшего знания этих языков, а лишь пользуясь логикой, здравым смыслом и языковой интуицией.

Очередная возможность порешать лингвистические задачи - уже совсем скоро! Первый тур XL Московской традиционной олимпиады по лингвистике пройдет 22 ноября, в воскресенье, с 10.00 в МГУ на Воробьевых горах, в 1-м корпусе гуманитарных факультетов (м. «Университет», далее 10 минут пешком). Участие в нем могут принять любые школьники из 8-11-х классов (часто приходят и семиклассники), предварительной записи или какой-либо оплаты не потребуется. Тур длится пять часов, в середине школьников обязательно накормят бутербродами и напоят чаем, не отрывая от работы. 5 декабря, в субботу, в 18.00 в МГУ состоится разбор задач, а на следующий день - 6 декабря, с 10.00, - в РГГУ пройдет второй тур олимпиады. Еще через две недели - разбор задач второго тура и торжественная церемония награждения победителей. Если ты школьник, живешь в Москве или можешь сюда приехать (а приезжают часто издалека, от Ижевска до Риги) - приходи, и вполне возможно, что ты победишь!

Борис ИОМДИН, секретарь оргкомитета олимпиады, научный сотрудник Института русского языка им. В. В. Виноградова Российской академии наук, старший преподаватель Института лингвистики РГГУ, кандидат филологических наук